Противники новой системы налогообложения убеждены, что в российской экономике еще слишком много перекосов и в случае введения такого налога неизбежен очередной социальный взрыв. В качестве основного аргумента выдвигается сентенция, что при переходе к единому налогу на недвижимость можно навредить социально незащищенным слоям населения.

Впрочем, власти в один голос уверяют, что рядовые граждане не пострадают. Например, в Министерстве финансов утверждают, что это справедливо. По мнению чиновников, прогрессивный налог на квадратные метры уравновесит существующую в Российской Федерации плоскую шкалу налогообложения доходов, при которой и богатые, и бедные одинаково платят 13%. Введение дифференцированной ставки налога позволит уменьшить спрос на «инвестиционные» метры и приведет к стабилизации ситуации на российском рынке.

Откуда ноги растут

Взимать налоги за жилую недвижимость в зависимости от ее рыночной цены предложил в своем бюджетном послании Президент России. «Необходимо принять главу Налогового кодекса РФ, регулирующую взимание налога на жилую недвижимость граждан, исчисляемого от рыночной цены объекта недвижимости». И в феврале 2007 года Роснедвижимость начала экспериментальную переоценку недвижимости по новой методике, пользуясь вместо инвентаризационной стоимости кадастровой, которая гораздо ближе к рыночной. В результате переоценки ожидается увеличение налога на квартиры в несколько раз. Пока эксперимент проводился на территории Тверской, Кемеровской, Самарской и Калужской областей. После 2008 года методику планируется отправить на доработку и затем применять на всей территории страны.

Напомним, что сегодня вместо налога на недвижимость взимается налог на имущество физических лиц и земельный налог. Ставки земельного налога устанавливают муниципальные образования, они не могут превышать определенных законом размеров. Налог на имущество также зависит от местных властей и колеблется от 0,1 до 2% от инвентаризационной стоимости жилья. В целом в отношении квартир и жилых домов он обычно не превышает нескольких сотен рублей в год.

Предполагается, что с 2009 года ставка нового налога составит 0,01–0,05% от рыночной цены жилья вместо нынешней двухпроцентной от инвентаризационной стоимости. Правда, законодатели обещают и некоторые послабления: возможно, что в рамках нового налога будет введен вычет в размере 20 кв. м на человека и удвоенного вычета на ребенка. Однако, по мнению экспертов, получение этих льгот для многих может стать серьезной проблемой. Достаточно вспомнить процедуры приватизации и регистрации собственности в рамках так называемой дачной амнистии, чтобы понять, что не всем по силам будет собрать необходимые для вычетов и льгот документы.

Скоро сказка сказывается

Законопроект о новом едином налоге на недвижимость пока прошел только первое чтение в Госдуме, однако начальник экспертного управления Президента Аркадий Дворкович предполагает, что уже с 2009 года возможно поэтапное введение налога на недвижимость по регионам России.

«Уже в весеннюю сессию мы сможем принять закон о налогообложении недвижимости физических лиц и дать регионам возможность начать работу по введению этого налога начиная с 2009, 2010, 2011-го или 2012 года, или в любые возможные сроки», – уверяет чиновник.

Пока введение налога на недвижимость задерживает процесс составления кадастра всех объектов недвижимости, на что потребуется несколько лет. Единый кадастр объектов недвижимости, по оценкам Минэкономразвития, будет создан не ранее 2011 года.

На сегодняшний момент в этом министерстве уже написан проект поправок в законодательство о массовой оценке недвижимости. Методику оценки утверждает Федеральное правительство или Минэкономразвития, заказчиком выступают регионы, а исполнителями будут оценщики, победившие на конкурсе. Механизм отработан на оценке земли. Цена, установленная методом массовой оценки, будет усредненной оценкой за несколько лет. Переоценка будет проходить раз в три года.

Кому отдать оценку

Что касается того, кто будет оценивать недвижимость для целей налогообложения, то предлагается два варианта для массовой оценки жилья.

Первый – государство создает специальное агентство или проводит тендер среди независимых оценочных компаний, но оплачиваться эта работа должна из федерального бюджета. «Составление кадастра и его ведение будет осуществляться за счет российской казны, – подтверждает заместитель начальника отдела имущественных налогов Министерства финансов Надежда Гаврилова. – При проведении оценки органы Роснедвижимости будут выступать заказчиками, а значит, скорее всего, деньги будут тоже выделяться из федерального бюджета».

Приверженцы второго варианта считают, что отобранные государством уполномоченные оценочные компании не смогут давать справедливую оценку, этим должны заниматься рыночные операторы. И чем больше их будет на местах, чем свободнее будет вход на рынок, тем лучше. В противном случае это приведет к чудовищному витку коррупции.

Текст: Татьяна Елекоева