С самого начала ключевым понятием и самым употребляемым словом у спикеров стала «коллаборация». Лиза Савина, куратор Музейной линии и фонда SPARTA, указала на важную проблему – неравноценный процесс сотрудничества кураторов и девелоперов, хотя коллаборация подразумевает взаимодействие при равных интересах для достижения общих целей. Также куратор отметила, что в обществе необходимо формировать и поле восприятия современного искусства, поэтому включение в городскую среду art-проектов должно сопровождаться образовательной программой.
Среди девелоперов есть компании, которые знакомы с art-менеджментом и могут оценить преимущества от включения искусства в концепцию проекта. Михаил Гущин, директор по маркетингу Группы RBI, рассказал о процессе подбора искусства: «Оно должно стать частью общей идеи, вместе с обликом дома, архитектурой и историей места». В качестве партнеров и art-консультантов RBI выбирает «понятные институции», с такими девелопер охотно готов работать.
Анна Ялова упомянула об эволюционн ых тенденциях в современных музеях и галереях – они расширяют свои возможности общения со зрителем, выходя за рамки традиционных выставочных пространств. Этот тренд не менее ярко ощущается в современных театральных проектах Петербурга, о чем рассказали режиссеры, обладатели премии «Золотая маска» Яна Тумина и Семен Александровский. Театральной сценой и местом действия сегодня могут стать музеи, пространства бывших фабрик и просто улицы города, как в проекте Семена «Любовные письма», где режиссер использует digital-технологии для создания оригинального документального спектакля-приложения. В театральной лаборатории Яны Туминой особое внимание уделяют вопросам инклюзии и работе с особыми детьми. Режиссер отмечает, что приближение к искусству (в том числе посредством public art) «позволяет всем эмоционально включаться в социально важные вопросы и менять сознание».
О том, как искусство и творчество помогают объединять людей и создавать уникальную комфортную среду рассказала директор управления PR и брендинга компании ЦДС Ольга Маталыцкая. Жители с удовольствием включаются в процесс создания креативного оформления пространств ЖК вместе с настоящими художниками граффити.
Исключительная возможность видеть оригинальное искусство в парке недалеко от дома есть у жителей Калининского района Петербурга: Сад Бенуа стал общедоступной галереей современного искусства под открытым небом, здесь проходят выставки, лекции и встречи с художниками – об идее этого проекта рассказала руководитель общественного пространства Бенуа 1890 Елена Плахтий.
О том, как при помощи искусства развивать осознанное восприятие социально значимых проблем и формировать интерес к научным исследованиям, рассказала Вера Щербакова, административный директор BIOCAD.
Public art действительно обладает магнетическим свойством, и поэтому включение современного искусства в проекты – это эффективный маркетинговый прием, которым пользоваться приятно и полезно, – отмечают эксперты рынка коммерческой недвижимости. Профессионалу необходимо быть на острие интересов потребителя и не менее важно самому быть ему интересным, поэтому получать новые знания и совместно развиваться – это самый ценный опыт – отметила Лариса Аниканова, Alcopa project.
Искусство – двигатель прогресса, и коллаборация art + девелопмент способна на многое: например, собрать креативную бизнес-аудиторию ранним будничным утром в общественном пространстве на севере города.
В дискуссии также приняли участие: Татьяна Пинчук (Музей стрит-арта), Дмитрий Абрамов (ТД «Пассаж»), Юлия Чернышева (ТРЦ «Охта Молл»), Наталия Белякова (Domina Russia)
Партнеры: Alcopa project, Школа Masters, Бенуа 1890
Информационные партнеры: коммуникационное агентство «Репутация», Бюллетень Недвижимости, Arendator.ru, «Жилая среда», URBANUS.RU, UrbanAwards, портал BSN.ru, медиахолдинг «Телеграф»