«Балтийская жемчужина» – это молодой район в юго-западной части Петербурга. Но благодаря тому, что закладывался он больше 15 лет назад, здесь нет нависающих над улицами домов-айсбергов, квартир с низкими потолками, а также очень мало студий.

С севера от массива Финский залив, с востока – лесной массив (правда, не слишком ухоженный), с запада – Дудергофский канал и Южно-Приморский парк. Проходящие через район водные артерии, а также сдержанные расцветки фасадов – от «керамических» до всех оттенков балтийского неба – делают его стройным, цельным и узнаваемым: ни с каким другим не перепутать.  

В свое время ни один проект комплексной застройки не был окружен таким количеством городских легенд, как «Балтийская жемчужина». В первую очередь из-за того, что и по сей день он сохраняет статус самого крупного российского жилищного проекта с участием иностранного капитала (ЗАО «Балтийская жемчужина» – дочерняя компания Шанхайской заграничной объединенной инвестиционной компании в Санкт-Петербурге). С начала строительства в 2005 году проект претерпел корректировки, но партнерство с китайскими инвесторами показало, что «правильный» девелопмент – это в первую очередь долгосрочная стратегия.

В «Балтийскую жемчужину» мы ездили чуть меньше года назад, в начале апреля. На сей раз наш визит совпал с последним днем февраля. Мы увидели солнце, редкий для прошедшей зимы заснеженный пейзаж, пообщались с жителями – узнали о радостях и трудностях, с которыми сталкиваются молодые семьи.

Как добираться и выбираться?

Въехали мы быстро. Правда, на выезде (несмотря на то что суббота) постояли в 15-минутной пробке в узком горлышке – при выезде с улицы Адмирала Трибуца на Петергофское шоссе. Потом поняли, в чем проблема. Альтернативный выезд (через мост Ахмада Кадырова и проспект Героев) в тот день тоже почти «не ехал» из-за ремонта на Ленинском проспекте.

Утренние пробки и долгий путь до ближайших станций метро – главное, на что жалуются жители нового микрорайона. Действительно, выездов всего два. Но здесь, как говорится, смотря с чем сравнивать, и все зависит от того, где вы работаете. Да, выезды не слишком удобные, но называть их проблемными могут только те, кто никогда не жил в Мурино или Кудрово.

Что нового

Новостроек за год не прибавилось. Зато приобрели законченные очертания кварталы по обе стороны Матисова канала и объекты, которые планируются к сдаче в 2020 году: малоэтажный «Наутилус» и четыре башенки «Legenda Героев». Сдан «Жемчужный берег», открылся торговый комплекс Decathlon, почти построена поликлиника.

Жилая застройка района в целом завершена. Итого семь объектов (13,9 тыс. квартир) сдано. Еще четыре ЖК (3,6 тыс. квартир) появятся в 2020–21 годах. Это пока всё: продолжать намыв не планируется. А по сравнению с новыми городами-спутниками прикадья «Балтийская жемчужина» – проект, как выяснилось, далеко не гигантский. Хотя в свое время (старт был в 2005 году) именно таким и казался.

Что хорошо...

Во-первых, градостроительный ландшафт здесь разноплановый, с изюминкой в виде каналов и без скученности. Есть и 20-этажные высотки, и малоэтажка с видами на воду. Гулять по такому городу с детьми комфортно, безопасно и интересно.

Во-вторых, со всех сторон зеленые зоны, парки, свой выход к заливу и даже пляж (правда, неофициальный). Купаться нельзя, но прогуляться, чтобы подышать морским воздухом и принять солнечные ванны, – самое то. Как рассказали нам жители района, это одно из любимых мест отдыха.

В-третьих, невысокая по сравнению с прикадьем плотность застройки – в основном комфорт-класс (есть также бизнес-класс). Это неудивительно: район заложен в те времена, когда застройщики еще не «увлеклись» ультракомпактными квартирами-студиями. Поэтому в квартирах потолки от 2,8 м, просторные кухни. Минимальная площадь однушки – 36 кв. м, хотя есть однокомнатные от 50 квадратов. Малогабаритных квартир-студий здесь также почти нет (точнее, они есть только в проектах сторонних девелоперов, но не в «жемчужных» – в этом отношении девелопер остался верен себе).

Из четырех ЖК, которые строятся сегодня, квартиры-студии представлены только в «Наутилусе», минимальная площадь – 24,9 кв. м.

В-четвертых, удобная и современная уличная сеть, все ЖК имеют подземные паркинги. В проездах автомобили, конечно, паркуют. Но не то чтобы они забиты под завязку – места хватает.

Но самое главное – это уже сформировавшаяся среда, которая воспринимается основной целевой аудиторией района (молодыми родителями) как продолжение дома.

Да, здесь имеется развитая коммерческая и торговая инфраструктура. Причем это не только крупный ТРК «Жемчужная плаза» на въезде, но также магазины шаговой доступности, клиники, детские творческие студии, рестораны, кондитерские, кафетерии. Все эти объекты, не только сетевые, но и оригинальные, «вкусно» оформленные, дают поле деятельности местному малому бизнесу и мамам в декрете.

...а что нужно подождать

Если с коммерческой инфраструктурой все о’кей, то проблемы «социалки», к сожалению, типичны для новых районов.

Школы, разумеется, есть – их две, обе новые (509-я и 547-я), огромные, с бассейнами, множеством секций и кружков, но «перенаселенные»: нам рассказали, что в этом году в 509-й школе семь первых классов, в 547-й – девять. Всего проектом предусмотрено четыре школы.

Муниципальных детсадов также два («Жемчужинка» и «Бригантина», сейчас строится третий), но попасть в них не то чтобы просто: приоритет – льготникам. Есть коммерческие детские сады, но за пребывание в них предстоит выкладывать 20–30 тыс. руб. в месяц.

До ближайших станций метро приходится добираться минут 30–40. Строящаяся станция «Юго-Западная» тоже не в пешеходной доступности, а сроки ее ввода сдвигаются. По последним официальным данным, она откроется после сентября 2023 года и сильно упростит жизнь сегодняшним новоселам.

К самой «Балтийской жемчужине» метро тоже подойдет. Но это случится не раньше 2026-27 года. Перспективы следующих станций Красносельско-Калининской линии (одна из которых – «Петергофское шоссе» – в непосредственной близости от нового района) также неоднозначны: в прошлом году линию начали проектировать, в этом – госконтракт «подморожен» арбитражным судом. Но разберутся.

На пляже стало жарко

С прошлого лета ведется строительство продолжения улицы Адмирала Черокова. В обозримой перспективе его предполагают соединить с Балтийским бульваром. В свою очередь, сам бульвар пройдет по берегу Финского залива и станет третьим выездом из района. Это, безусловно, плюс. Но при таком раскладе жители района могут лишиться пляжа. Это минус.

В свою очередь, представители общественности предлагают внести корректировки в проект, а именно – сделать береговую линию рекреационной зоной и благоустроить ее. Для этого необходим альтернативный проект трассировки магистрали. В феврале обращение уже обсуждали в Законодательном собрании.

Мы, впрочем, уверены, что компромисс, позволяющий сохранить и благоустроить (пусть и не в том объеме) пляжную зону отдыха, будет найден. Все-таки не так много в Петербурге жилых кварталов в пешей доступности от пляжей. И вот просто не верится, что от этой «фишки» района, делающей его уникальным и привлекательным, так запросто откажутся.

Кстати, дружелюбие и высокий уровень общественной активности также, как нам показалось, характерная черта жителей «Балтийской жемчужины». Они активно обсуждают новости района в социальных сетях, участвуют в субботниках по благоустройству окрестных территорий. Так, прошлой осенью они высадили еловую аллею вдоль улицы Адмирала Черокова. По всей видимости, это потому, что интересные городские ландшафты к этому располагают, а задачи, связанные с обустройством общего дома, сближают.

Глас народа


Анатолий Преображенский, реставратор:

– Перед покупкой квартиры мы изучили все демократичные новостройки – от Шушар до Мурино. Выбор в пользу «Балтийской жемчужины» обусловлен не только тем, что для меня Юго-Запад – это родной район, а в первую очередь действительно интересным проектом и комфортной плотностью застройки (правда, чтобы понять это, пришлось поездить).

Характерная черта района в том, что здесь много активной и ответственной молодежи. Причем мы не просто соседи, а сообщество. Недавно был субботник: расчистили от мусора лесок, высадили 500 елей – все добровольно, потому что хочется сделать жизнь лучше.

Транспортная проблема для меня не то чтобы актуальна: у меня свободный график – в противофазе с транспортными потоками: днем на работу к Обводному каналу, обратно – поздно вечером. При таком графике – проблем с въездом-выездом из микрорайона нет.

В любое время можно прогуляться до пляжа, хоть вечером или в белые ночи – после работы. Это дает силу. Правда, сейчас, из-за строительства магистрали, пляж под вопросом.

Еще плюс – обилие парков поблизости, часто там гуляем. Также можно довольно быстро доехать до Петергофа, Стрельны, а при желании чуть дальше – до Ломоносова, Гатчины, Пушкина, и полюбоваться дворцовыми ансамблями.

Минусы тоже есть. Самый большой для нашей семьи – это детский сад. Дочке Веронике сейчас два года. Мы вынуждены ходить в коммерческий детсад. В муниципальный, тот, что под окнами, ни я, ни соседи не попали.

Еще из минусов, пожалуйста, укажите отсутствие почтового отделения – его очень не хватает жителям. Не хватает также выезда в сторону ЛЭМЗа с продлением проспекта Героев и соединением с так называемой 15-й магистралью, которая в итоге должна была вывести на КАД. Знаю, что такой проект был, но, к сожалению, не реализован.


Дарья Домосевич, маркетолог, работает в студии йоги:

– Мы живем в «Балтийской жемчужине» с 2016 года. У нас однокомнатная квартира 36 кв. м, зато балкон целых 12 квадратов. Выбрали «Балтийскую жемчужину», потому что это мой родной Юго-Запад, знакомый с детства.

До недавнего времени я была в декрете. Сейчас работаю, причем не то что рядом с домом, а почти дома: только спуститься на лифте и выйти из парадной. Это очень здорово. Получается, что квартира вроде бы и небольшая, но твой дом не ограничивается ее стенами, а продолжается – и на работе, и на детской площадке, и на набережной.

Причем все это не надоедает, потому что здесь очень дружелюбная среда. Много молодых родителей, легко заводятся знакомства и находятся друзья, а общие задачи, которые приходится решать, – сближают.


Таблица 1. «Балтийская жемчужина»: что построили

Название ЖК Застройщик  Кол-во квартир  Год сдачи
1  Жемчужная премьера  Балтийская жемчужина

1189

2010

2  Жемчужная симфония  Балтийская жемчужина

1107

2012

3  More  Setl City

7341

2016

4  Линкор  КВС

1072

2015

5  Duderhof club  Балтийская жемчужина

491

2017

6  Жемчужный фрегат  Балтийская жемчужина

2975

2016

7  Жемчужный берег  Балтийская жемчужина

936

2019

Таблица 2. «Балтийская жемчужина»: что строят

Название ЖК Застройщик Срок сдачи по очередям Кол-во квартир Студии, мин. цена, млн руб.* 1ккв, мин. цена, млн руб.* 2ккв, мин. цена, млн руб.* 3ккв, мин. цена, млн руб.*
1  Наутилус  КВС

III кв. 2020

709

3,85

4,57

7,14

9,37

2  Жемчужная гавань  Балтийская жемчужина

III кв. 2021

664

-

4,06

6,56

9,53

3  Жемчужный каскад  Балтийская жемчужина

IV кв. 2021

1052

-

4,19

6,31

9,21

4  Legenda Героев  Legenda Intelligent Development

IV кв. 2020

1176

-

4,89

7,39

9,90

* Данные с сайтов застройщиков на дату публикации.

Жилые комплексы квартала «Балтийская жемчужина» на карте

Подборка двухкомнатных квартир в «Балтийской жемчужине»

Текст: Филипп Урбан    Фото: Алексей Александронок