О том, как реализуются проекты новых офисных пространств с чистого листа, каким компаниям подходит то или иное решение, эксперты рынка недвижимости обсудили в рамках дискуссии «Fit out. Shell&core или готовый офис», организованной деловым клубом Meeting.
Встреча состоялась в новом креативном пространстве Alcopa Project. Лариса Аниканова, генеральный директор компании, представила кейс переезда компании в новый офис. Компания разрабатывала собственный дизайн-проект так называемого «живого офиса», ключевыми принципами которого стали открытость и эффект незаконченности. Помещение было разделено на функциональные зоны, здесь реализован не только рабочий офис, но и шоурум, лекторий и микроковоркинг.
Офисные тенденции в цифрах представил Иван Починщиков, генеральный директор IPG Estate. По результатам опроса, проведенного компанией среди арендаторов офисных пространств, 23% предпочитают снять готовый офис, а 77% выбирают проектирование «под себя» с привлечением технического заказчика.
Олег Дмитриев, директор по развитию ABD architects в Санкт-Петербурге, представил основные плюсы и минусы shell&core, для выбирающих помещения под будущий офис. Жизненный цикл такого проекта длиннее, чем у готового офиса. Дополнительные временные, а также денежные затраты – это основные недостатки формата. Достоинство, конечно, в том, что заказчик может индивидуализировать пространство под себя, ориентируясь на собственные бизнес-процессы. Кроме того, офис со своим дизайном – это инструмент внешнего и внутреннего пиара компании.
Готовый офис, в свою очередь, дает возможность оперативно въехать в новое помещение и не тратить средства на отделку. Кроме того, в данном случае в арендуемую площадь не входят инфраструктурные зоны, за которые резидентам также нужно платить. Однако нужно помнить о том, что уровень инфраструктуры может оказаться ниже, чем уровень основной арендуемой рабочей зоны.
Михаил Турецкий, генеральный директор ProExpert, отметил, что крайне важно, особенно при выборе офиса без отделки, просчитывать сроки и – главное – бюджет на реализацию проекта до заключения договора аренды.
Руководитель УК Севзапмебель, Валерий Хламкин, убежден - при выборе офиса главную роль играет стоимость аренды. При выгодной ставке крупных резидентов устраивают и вполне стандартные помещения. Компаниям нефтегазового сектора важна архитектурная концепция: входные группы, а также собственно внешний облик здания. Особых требований к дизайн-проекту такие арендаторы, как правило, не предъявляют. Индивидуальность офисов крайне важна для крупных IT-компаний, именно они являются основными потребителями передовых дизайнерских и технических решений.
Евгения Игнатьева, административный директор Nexign, отметила, что для IT-компаний важны открытые потолки и открытые коммуникации. Кроме того, «айтишникам» строго важен open space, наличие паркинга для разного вида транспорта (!), расширенная и высококлассная инфраструктура, зоны отдыха и кухня. Отдельное внимание к конференц-залам и лекториям, они должны быть разного размера: небольшие для переговоров и достаточно большой площади для проведения конференций, хакатонов и пр. Офис развивается следом за компанией и «если нашим сотрудникам будет необходим бассейн на крыше, мы сделаем бассейн на крыше», заметила Евгения.
В финале дискуссии внимание аудитории захватили смелые идеи девелоперской компании «Первый Базис». Тютюнникова Елена, руководитель проекта Left&Right, представила модульный qubis project на Парашутной улице. Многофункционального решение для офиса, шоурума, склада и производства, позволяющее трансформировать пространство под свои нужды, перекраивать и добавлять новые модульные секции.
Второй девелоперский проект компании показал Михаил Киселев. Загородный клуб Hugge Life – настоящая IT-деревня, новый формат для современной жизни, который совмещает в себе лучшие возможности для работы и отдыха. Такие загородные бизнес-кампусы широко популярны в Европе. Михаил уверен в успехе инвестиционного проекта, а живой интерес к нему у экспертов и руководителей креативных кластеров это подтверждает.
Партнеры: ABD architects, Alcopa Project, IPG Estate, ProExpert. Информационные партнеры: Коммуникационное агентство «Репутация», Knight Frank, «Жилая среда», BN.ru «Бюллетень недвижимости», Arendator.ru.