Первое впечатление от доклада таково, что до времени публично обращаться к народу с изложением своего политического кредо новому правителю России едва ли целесообразно: просто слова народ не услышит. Для приведения страны в движение требуется нечто большее – конкретное действие. Но так было всегда: Константин Черненко первым заговорил об обновлении и человеческом факторе, но к народу по состоянию здоровья так и не вышел. Горбачев сделал это – и началась перестройка.

Кто помнит сегодня, о чем в основном говорил Владимир Путин накануне своего первого избрания в начале 2000 года? Только историки, и лишь те из них, кто имеет привычку копаться в архивах. Между тем ночная высадка будущего президента в Дагестане накануне Миллениума запомнилась всем. Что же касается темы его первого предвыборного манифеста, то это была «нравственность».

Пятнадцатого февраля сего года в Красноярске Дмитрий Медведев говорил о свободе и историческом выборе России. О том, что страна не сможет стать свободной и богатой, если само общество не выйдет из состояния «социальной комы» и не преодолеет такие свои исторические болезни, как правовой нигилизм, тотальная коррупция и массовое пренебрежительное отношение к частной собственности.

Заметим: все это было заявлено докладчиком, а днем ранее – и самим Президентом, как программа на ближайшие четыре года. И все же, читая текст речи, трудно избавиться от ощущения, что ее автор просто излагает личные убеждения, как и подобает честному интеллигенту. Но есть одно дополнение: на все это у автора есть воля, и ее разделяет руководство страны. То есть – Владимир Путин.

Текст: Вячеслав Костров