На этот вопрос отвечают участники конкурса «Топ-100 риэлторов Санкт-Петербурга», организованного порталом BN.ru. Конкурсанты отмечают, что, несмотря на изменения, профессия риэлтора будет жить. И наиболее успешными будут те ее представители, которые лучше других приспособятся к новым реалиям. Те, кто осваивает и использует новые возможности уже сейчас. Итак, слово участникам конкурса.


Георгий Патанин, видеоблогер, руководитель АН «Георгий Патанин»

В современном мире социальные сети, порталы о недвижимости, YouTube-каналы, сервисы, такие как «ДомКлик», помогают покупателям получать информацию быстрее и в более удобном виде, нежели это было в печатных каталогах. Вот, например, мой YouTube-канал смотрят люди из других регионов, и с помощью моих видео они могут оценить локацию без визита в Петербург, узнать о плюсах и минусах застройщика, понять, в чем разница, а главное – написать мне в WhatsApp и тут же получить консультацию, не выходя из дома и даже не звоня по телефону. Удобно? Несомненно. Поэтому и заявок в месяц приходит много. 

В работе также важно качество сервиса, и без информационных технологий тут тоже никуда. Например, в нашей CRM автоматизированы рутинные задачи – их выполняют роботы, менеджеры же могут с полным погружением работать над задачей клиента. 

Информационные технологии – это прежде всего инструмент повышения качества сервиса, и те риэлторы, которые освоят их, получат дополнительное конкурентное преимущество. А те, кто расклеивает листовки по столбам, – да, скоро уйдут с рынка.


Марина Литвина, директор АН «Лидер» 

Я работаю на рынке недвижимости уже десять лет и последние три года постоянно слышу, что риэлтор – это умирающая профессия.

И причин для этого называется множество. Рассмотрим некоторые из них.

1. Открытие МФЦ (единого центра документов) предполагает, что клиенты смогут заказать и собрать необходимый пакет документов в одном месте. Но практика показывает: нет, не могут. Некомпетентность сотрудников, элементарное незнание и еще много факторов, которые вовсе не упрощают жизнь клиенту.

2. Создание базы Росреестра. Предполагается, что узнать всю необходимую информацию по объекту, заказать все справки можно в электронном виде быстро и без затрат. Тоже вынуждена опровергнуть: процентов двадцать обращающихся ко мне людей даже не умеют пользоваться интернетом. Кроме того, эта база постоянно зависает. Итог тот же.

3. Серверы, позволяющие самостоятельно выбрать себе недвижимость, выставленную на продажу. Опять же остаюсь при своем мнении: не работает. Отсутствие времени, сложные поисковики, множество неактуальных объектов... Нервы дороже.

4. Ну и нашумевший «ДомКлик». Сбербанк уверенно выталкивает нас с рынка недвижимости, хотя активно сотрудничает с агентствами путем заключения партнерских отношений и даже поощряет.

Можно много еще писать о том, что потенциальные клиенты все меньше нуждаются в услугах посредников. Но я лично считаю, что эти слухи сильно преувеличены. Или мне просто хочется в это верить. 

Нехватка времени, боязнь быть обманутыми, незнание законов, неумение пользоваться ПК и так далее. Все пути ведут в агентство недвижимости, хотя большая часть клиентов, даже, я бы сказала, 80% всех клиентов приходят только по рекомендации.


Алексей Смоленцев, индивидуальный предприниматель

Если отвечать максимально коротко – нет, информационные технологии риэлторскую профессию не убьют. 

Во-первых, пока люди не начали жить в виртуальных квартирах, эти квартиры должен продавать не виртуальный помощник, а живой человек. Этот человек должен быть профессионалом, то есть это должен быть риэлтор.

Во-вторых, информационные технологии всегда строятся по алгоритму. Алгоритм всегда точен, он не готов к заминкам и нестандартным ситуациям. Какой процент сделок проходит легко, по шаблону? Профессионалы знают, что из пяти сделок четыре будут согласованы по индивидуальному и оригинальному сценарию. 

И, наконец, третье и, вероятно, самое главное. В моем понимании риэлтор – это не простой продавец. Наша задача – быть для других надежным партнером и помощником в решении одного из самых главных жизненных вопросов – жилищного вопроса. Опираясь на свой опыт и профессионализм, аргументировав свое мнение, мы подбираем оптимальное решение для задачи, которую перед нами поставили. Именно поэтому так часто запрос клиента заканчивается сделкой, совершенно не похожей на его изначальные пожелания. Мы не продали ему ту или иную квартиру, мы решили его жилищный вопрос. Это не под силу информационным технологиям – с их помощью можно решать только простые задачи. 

Как следствие, банальные риэлторские услуги будут все менее и менее востребованы. Рынок будет нуждаться только в настоящих профессионалах, действительно способных находить нестандартные решения. Сократится количество риэлторов, но значительно возрастет качество оказываемых услуг. 


Михаил Юровецкий, эксперт по недвижимости

Электронные технологии очень быстро внедряются в нашу с вами повседневную жизнь и становятся неотъемлемой ее частью.

Сферу недвижимости они не обходят стороной, но тем не менее, на мой взгляд, они не убьют профессию риэлтор.

Да, есть предположение о возможном уменьшении доли обращений, например, по первичному рынку, так как многие покупатели считают, что там подводных камней нет и можно сделать все самому. Это зачастую касается и сделок на вторичном рынке, где, на взгляд покупателей, все просто и понятно.

Но, как показывает практика, люди покупают у людей! И сервисы – это хорошо, но для людей важно, чтобы кто-то, чья компетенция в данном вопросе выше, был с ними рядом, чтобы они могли переложить часть своих опасений, страхов, сомнений на профессионала, который их развеет.


Справка БН

Конкурс «Топ-100 риэлторов Санкт-Петербурга» проводится порталом BN.ru. Соорганизатором выступает Санкт-Петербургская палата недвижимости. Заявки на участие принимаются до 9 февраля 2020 года. Подробности – https://www.bn.ru/top100/.

Текст: Игорь Воронин    Фото: Abstract вектор создан freepik - ru.freepik.com