Модерировала дискуссию Елизавета Конвей, директор департамента жилой недвижимости Colliers International.
Игорь Кокорев, руководитель отдела консалтинга Knight Frank, отметил, что рынок двигается в сторону прагматизма: девелопер не станет внедрять в проект те опции, за которые покупатель не готов платить. Сегодня даже покупателю недвижимости элитного сегмента достаточно паркинга, консьержа и мест для хранения. Платить, например, за спа-комплекс в составе ЖК потребитель не хочет. Порядка 65% покупателей, по результатам опроса Knight Frank, выбирая из двух вариантов – доплатить за площадь квартиры или за инфраструктуру, – предпочли первое.
Александра Саблина, бренд-менеджер корпорации Мегалит, отметила, что решает по-прежнему локация, и даже «голый» проект при удачном расположении может хорошо продаваться. Расширенная инфраструктура – это решение девелопера, и стоимость ее строительства, конечно, влияет на стоимость квадратного метра. К слову, доплата за наличие внутренней инфраструктуры, по оценке Knight Frank, в сегменте массового жилья может достигать 35%.
На примере «Дома на Львовской» Александра представила процесс формирования «живой концепции» для небольшого ЖК: создавать общественное пространство и комфортные условия для жизни в компактном проекте намного сложней, чем на просторах КОТ. Успех такого проекта во многом зависит от умения девелопера найти баланс между всеми элементами новостройки.
Наталья Афанасова, коммерческий директор УК Sawatsky PM, заметила, что, закладывая в проект инфраструктуру, девелопер должен учитывать условия, при которых будет возможна успешная реализация этих опций на этапе эксплуатации дома. Например, разумно предусмотреть во входной группе дома тамбур для организации рабочего места консьержу.
Проектируя городские кварталы, не стоит бояться уплотнительной застройки, отмечают архитекторы мастерской SLOI Architects. Интересная разнообразная архитектура квартала может сделать живым даже самый плотный проект. Пример создания комфортного пространства в жилом квартале Хельсинки был представлен архитектором Дарьей Брыль.
Леван Харазов, генеральный директор БКН Девелопмент, напомнил нам, что счастье не в наличии детского сада и школы. Если девелопер ограничивается минимальным набором инфраструктуры, отвечающим требованиям администрации, он никогда не создаст комфортную среду. Леван представил малоэтажный проект в Лисьем Носу, где девелопер предусматривает большие дворы, широкие бульвары, карту велодорожек, парк с искусственным водоемом, спортивный комплекс с игровыми полями и большой ДК.
Как вернуть жизнь в существующие кварталы? Как создавать благоприятную атмосферу в городских пространствах и вернуть интерес жителей к своему двору, району, городу? Проекты с такой задачей реализует программа «100 городов лидеров». Куратор Мария Туркина представила оригинальный опыт сотрудничества команды художников и жителей района Алебашево (г. Тюмень) – красивая история возвращения «ценности места» стала креативным драйвером для всего города.
Подводя итоги дискуссии, Александра Ненько, руководитель лаборатории качества городской жизни Quilab, отметила, что при разработке жилого проекта девелопер должен учитывать функционал соседних территорий, а также проводить социальный анализ и анализ стейкхолдеров, чтобы понимать, какой в отношении территории существует запрос от потенциальных жителей. Такой ориентированный на потребителя подход усиливает доверие к девелоперу и позволяет создавать социальные связи внутри сообщества за счет привлечения его участников к улучшению среды.
Создавать «живые жилые кварталы» не так просто и это задача, решить которую можно только путем взаимодействия девелопера, градостроителей, управляющих компаний и самих жильцов.
В дискуссии приняли участие также:
Даниил Гвоздов, компания Corean:
Наталья Новгородова, клиника персонифицированной медицины AMG:
Екатерина Селезнева, «Комус».
Партнеры мероприятия: компания «Мегалит», УК Sawatsky PM, архитектурное бюро SLOI Architects, компания ETC Строительные системы, Formica, «Комус», Клиника персонифицированной медицины AMG и компания Corean.
Информационные партнеры: Knight Frank Санкт-Петербург, журнал «Жилая среда», Коммуникационное агентство «Репутация», а также порталы BN.ru «Бюллетень недвижимости» и Arendator.ru.