Ведущие представители рынка недвижимости обсудили тенденции развития спроса и предложения в сфере «зеленой» недвижимости и поделились опытом реализации подобных проектов.

Модерировал встречу Максим Воробьев, руководитель направления фасадные и интерьерные решения ETC projects. Он отметил, что за последние семь лет сформировался достаточно большой пул единомышленников, которые участвуют в создании экосистемы города. По мнению Игоря Кокорева, руководителя отдела стратегического консалтинга Knight Frank, green development – устойчивый тренд: шаг за шагом мы движемся к созданию более экологичной среды для жизни и работы. В этом процессе важен комплексный подход – должна учитываться не только энергоэффективность, а все многообразие факторов, в том числе развитие благоустроенных зеленых зон. В качестве предпосылок развития green-девелопмента, эксперт выделил повышение цен на энергоносители, налоговые льготы, ужесточение требований к энергоэффективности зданий, социальный спрос на экологичность и повышение внимания к долгосрочной инвестиционной привлекательности коммерческих объектов. По данным эксперта, энергоэффективные технологии и зеленая инфраструктура влияют на экономику проекта, увеличивая его стоимость на 15-20%.

Эксперт в области зеленой сертификации Евгений Тесля, генеральный директор EST Group, рассказал о трех системах сертификации (LEED, BREEAM, WELL), а также о жилых и коммерческих проектах, которые сейчас находятся в процессе сертификации. Например, проекты ГК «Красная стрела» - ЖК «Аист» и ЖК «Артхаус».

Евгений отметил, что самая экологичная система с точки зрения озеленения территории - система WELL. В ее основе - не только энергоэффективные технологии, но и идеология здорового образа жизни и создания зеленого сообщества. Наличие внутреннего и внешнего озеленения не добавляет баллов при оценке объекта по критериям WELL, но является обязательным требованием независимо от уровня сертификата.

Простые правила озеленения для девелоперов озвучила Мария Тиника, руководитель проекта «Деревья Петербурга». Эксперт заметила, что девелоперы активно используют элементы озеленения в рендерах для привлечения внимания, но, когда дело доходит до реализации проекта – реальность оказывается далека от картинки. Мнение Марии разделила Анастасия Цурковская, архитектор MLA+: «Покупатели больше не ведутся на красивые рендеры». Потребителям нужны качественно благоустроенные общественные пространства, а городу - комплексная стратегия развития, тогда девелоперу будет проще включиться в развитие территорий, рационально использовать свои ресурсы и реализовать хороший «зеленый» проект. Эксперт призывает обратить внимание на огромный потенциал малых рек Санкт-Петербурга и набережных, которые сегодня практически исключены из жизни города, но могут стать и коридорами альтернативной вело-пешеходной мобильности, и «фишкой» объекта. При наличии общегородской стратегии, девелоперы могли бы объединить ресурсы и сообща преобразовать не отдельные участки рядом с объектами, а набережную целиком.

Если мы хотим, чтобы наша страна в целом стала экологичнее, девелоперу важно начинать с маленьких простых шагов - считает Михаил Гущин, заместитель вице-президента по жилой недвижимости, директор по маркетингу Группы RBI. Компания развивает комфортные общественные пространства в проектах жилой недвижимости, внедряет использование возобновляемых источников энергии, планирует организовать раздельный сбор мусора.

В ходе дискуссии эксперты сошлись во мнении, что green development - это не просто очередная маркетинговая «фишка», а осознанный подход к бизнесу. Один из первопроходцев внедрения зеленых технологий, Феликс Зборовский, президент и владелец ГК «Первый базис», отметил, что объект можно сделать энергоэффективным не ради сертификата, а по идеологическим соображениям - это про внутреннее состояние, которое пока не у всех сформировано.

Решение вопросов, связанных с экологией, у нас только набирает обороты - приходит желание жить комфортно, экологично, безопасно - считает Юлия Гуляк, начальник управления по проектированию «Лахта Центр». Юлия отметила, что «сертификация Лахта Центра - это, безусловно, вызов, никто в России еще не сертифицировал такой объект». Еще на этапе разработки концепции учитывались требования комфорта рабочих мест, некоторые архитектурные решения казались необычными и неоправданно дорогими, но затем были оценены по достоинству. Например, двойной фасад, - сейчас стало понятно, что он приносит существенную экономию за счет максимально возможного использования естественного освещения. Работы по благоустройству прилегающих территорий активно ведутся, вокруг комплекса строятся современные комфортные набережные.

Вопрос создания «зеленой» инфраструктуры небоскребов прокомментировал Филипп Никандров, главный архитектор компании ГОРПРОЕКТ: «Озеленение в высотной среде - предмет отдельного исследования». По мнению эксперта, сильный ветер и турбулентность у подножия небоскребов и на их фасадах, а также собственные и падающие тени от башен могут стать серьезной проблемой для высадки деревьев и зелени, а грамотный архитектор не должен безответственно включать их в проект без цикла испытаний в аэродинамической трубе и исследований паттерна затенения».

Интересный факт озвучил Андрей Синявин, руководитель консалтингового центра Sawatzky PM - управлять «зелеными» объектами с соответствующим благоустройством не только не сложно, но и зачастую удобнее с точки зрения контроля показателей. Также Андрей отметил, что конечный потребитель готов вкладывать деньги в «зеленый» проект, если он понимает, что девелопер ответственно подошел к его реализации и вложил в него большое количество ресурсов.

В дискуссии приняли участие: Дарья Брыль, архитектор SLOI Architects, Екатерина Запорожченко, коммерческий директор Docklands Development, Анастасия Лапшангская, консультант по внедрению РСО Экологического движения «РазДельный Сбор», Владимир Федоров, заместитель генерального директора «Союз Инвест Девелопмент», Альбина Мотор, куратор проекта Waterfront, Татьяна Набиркина, генеральный директор компании «Проектные технологии».

Партнерами мероприятия выступили: Knight Frank, The Sawatzky, Formica, ЕТС projects, EST Group, Masters, Комус, SLOI Architects и BWS - используя современные технологии, компания меняет отношение общества к питьевой воде: развивает культуру потребления воды, забоится об экологии и здоровье сотрудников.

Информационными партнерами встречи стали: коммуникационное агентство «Репутация», журнал «Жилая среда», премия Urban Awards, порталы «Бюллетень Недвижимости», Urbanus и Arendator.ru.

Текст: пресс-релиз