Как похищали квартиры
История москвича Романа Салтовского, который лишился квартиры из-за фальшивой электронной подписи, произвела эффект разорвавшейся бомбы. Сам пострадавший узнал об этом, когда увидел, что в коммунальной платежке стоит другая фамилия владельца. Позже Роман выяснил, что, оказывается, подарил жилье незнакомому человеку. Сделку заверили электронной подписью, которую получили через личный кабинет на портале «Госуслуги». Самое удивительное в этой истории, что о дарении квартиры не догадывались ни ее владелец, ни новый собственник – житель Уфы Илья. Произошел ли сбой системы, или же мошенники «обкатывали» новый способ присвоения чужого имущества – неясно.
В Росреестре пояснили: документы по данной сделке оформлены корректно с соблюдением всех требований и подписаны легальной электронной подписью. Это подтверждает, что никто не взламывал базы данных Росреестра. Вероятно, персональную информацию владельца неизвестные получили незаконным образом для оформления впоследствии электронной подписи.
Кстати, в июне в Москве произошел еще один подобный случай. С использованием цифровой подписи аферисты присвоили квартиру на Кутузовском проспекте. В этот раз владелец также узнал о похищении квадратных метров неожиданно – обратился за парковочным разрешением и получил отказ, так как по документам собственником уже не являлся. Для оформления нескольких документов преступники подделали не только подпись из старого паспорта собственника жилья, но и электронную подпись.
«Действительно, электронной подписи было достаточно для того, чтобы квартира была переписана на другого человека, – комментирует ситуацию адвокат компании „Адвокат-Недвижимость“ Сергей Слободянюк. – Электронную подпись создают специализированные организации, имеющие лицензию на их производство. В любом случае, если регистрация перехода права произошла, подпись существовала. Другое дело, что она была, видимо, создана незаконно».
Новый порядок
С вступлением в силу новых изменений в законодательстве переход права на имущество через интернет станет возможным лишь в том случае, если собственник предварительно уведомил Росреестр о проведении сделки. Таким образом, если гражданин решил провести сделку с недвижимостью дистанционно, он сначала обращается с бумажным заявлением в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). В Росреестре ставят соответствующую отметку. Без нее впоследствии документы о купле-продаже, заверенные электронной подписью, будут возвращаться адресату.
Семь новых правил для ипотечного рынкаБыло бы нелепо думать, что, кардинально меняя правила игры на рынке строительства >>По новому закону в некоторых случаях отметка в Росреестре не потребуется – например, при цифровой ипотеке. Также допускается использование электронной подписи, если она выдана удостоверяющим центром (УЦ) Федеральной кадастровой палаты или если сделка проводится с участием нотариусов, а также органов власти.
Ранее в вопросах кибербезопасности приходилось действовать на опережение. По сути, действовал обратный порядок. Гражданин лично представлял в МФЦ заявление о невозможности проведения сделок с недвижимостью без его личного участия, а в ЕГРН вносилась специальная запись.
Необходимая защита
Такие законодательные меры очень актуальны, ведь наряду с привычными аферами на рынке недвижимости появились новые преступные схемы: квартиры с электронной подписью отнимали даже без какого-либо контакта с владельцем. Так что же это такое – цифровая подпись?
Электронная цифровая подпись (ЭЦП) – цифровой аналог обычной подписи и ключ ко всем документам гражданина в сети. До вступления в силу изменений в законодательстве при использовании ЭЦП не требовались ни личное участие, ни дополнительное подтверждение собственноручной подписи.
«За последние годы отмечается увеличение количества поддельных бумажных документов, представляемых различными категориями заявителей, – отмечает заместитель руководителя Управления Росреестра по Санкт-Петербургу Дмитрий Елькин. – Важно: в случае если без ведома физического лица выдана электронная подпись, виновник этого всегда будет известен. А в случае с подделкой бумажных документов найти его сложнее. Выдачу сертификатов электронной подписи производят удостоверяющие центры, имеющие аккредитацию, и подделать ее невозможно».
Сейчас в России действует около 500 удостоверяющих центров, и сложно сказать, насколько эффективно они контролируются. По сути, каждый может обратиться за сертификатом электронной подписи и получить его, представив паспорт и СНИЛС.
С одной стороны, переход к электронной форме значительно упрощает решение многих вопросов. С другой – истории с московскими квартирами наглядно доказали незащищенность системы и явные пробелы в законодательстве.
«Целесообразно было бы конкретизировать порядок выдачи ЭЦП и усилить ответственность удостоверяющих центров, – говорит Дмитрий Елькин. – Одна из возможных мер – выдача ЭЦП исключительно государственными центрами».
В начале июля 2019 года в Госдуму был внесен законопроект, который направлен на обеспечение безопасности использования электронной подписи, в том числе в сделках с недвижимостью. В документе особо оговариваются требования к удостоверяющим центрам.
По мнению авторов законопроекта, подобные организации могут вести свою деятельность, располагая определенным капиталом. Минимальный размер собственных средств предлагают установить в 1 млрд руб. или 500 млн руб., но в таком случае компания должна быть представлена хотя бы одним филиалом не менее чем в 75% регионов России.
Введение особого контроля за удостоверяющими центрами – мера, конечно, полезная. Но если бы участие нотариуса во всех сделках с недвижимостью было изначально обязательным, возможно, и не возникло бы подозрительной активности в использовании электронной подписи посторонними.
Кстати, помимо законодательных изменений, сейчас разрабатываются новые механизмы защиты от мошенников. Не исключено, что в ближайшем будущем при покупке-продаже квартиры начнут использовать биометрическую идентификацию граждан по лицу и голосу.