Коворкинги в России и мире
Прародителями современных коворкингов можно назвать хакерспейсы – общественные пространства, которые появились в США и Германии в середине 90-х. Они были созданы как место общения и обмена опытом для людей со схожими интересами – чаще всего техническими и научными. В хакерспейсах была возможность провести презентацию, круглый стол, проконсультироваться со специалистом и обсудить свой проект с единомышленниками. В этом случае речь шла (и в общем-то идет, ведь хакерспейсы до сих пор успешно функционируют во многих городах) о досуге и хобби, о некоем сообществе, которое объединяли общие увлечения.
А что же такое коворкинг? В глобальном смысле это общественное пространство, которое обеспечивает гостя всем необходимым, но уже не для хобби, а для работы, – офисной техникой, скоростным интернетом, комфортной атмосферой и тишиной. Но это, конечно, не всё.
Первый классический коворкинг появился с 2005 году в Сан-Франциско. Его создал американский программист Бред Ньюберг, который пытался совместить свободу фрилансера и общение с коллегами по офису. Открытие проекта пришлось на волну внезапного роста количества людей, работающих на аутсорсе, а эта тенденция, в свою очередь, обусловлена стремительной диджитализацией, которая началась в середине прошлого десятилетия. Одним словом, и без Бреда Ньюберга коворкинги бы все равно появились, так как спрос на подобные пространства был очевиден.
Первый российский коворкинг «Башни» был открыт в Екатеринбурге в 2008 году. Но очень быстро Москва и Петербург стали абсолютными лидерами рынка. На сегодняшний день в столице работает более 150 локаций и 20 тыс. мест, а в Петербурге – 50 локаций и 3 тыс. мест.
Как устроен коворкинг
Обычно площадь коворкинга поделена на несколько функциональных зон. Посетителям доступны рабочие места в формате open space и отдельные кабинеты для размещения от одного до десяти человек (в них, как правило, работают компании, арендующие место по долгосрочному контракту), переговорные комнаты и skype-кабинеты. Очень важное значение имеют места общего пользования, к примеру, кухня со свежими фруктами и выпечкой, кофе-поинты, лаунж-зона и душевая. В некоторых коворкингах есть лектории и конференц-залы для специальных мероприятий, но их наличие зависит от специализации и площади проекта. Также у многих коворкингов премиального уровня есть дополнительные опции – юридическое сопровождение компании, услуги курьера, консалтинг и другие.
Как гость выбирает рабочее место, чем отличается разовое посещение от абонемента и какая форма резидентства удобнее для фрилансера? Для того чтобы ответить на эти вопросы, надо разобраться, кто же все-таки работает в коворкингах.
Резиденты
Бытует мнение, что основные резиденты коворкингов – фрилансеры. Но надо сказать, что это не совсем верно. В глобальном смысле аудитория делится на три категории.
Первая группа – средние компании и подразделения крупных корпораций. Почему менеджеры корпораций все чаще смотрят в сторону коворкингов? Есть несколько основных причин. Востребованные на рынке специалисты имеют возможность диктовать работодателю свои условия, и они больше не согласны работать в офисах с навесными потолками и пластиковыми перегородками. Более того, результаты опросов показывают, что потенциальный сотрудник готов согласиться на более скромную зарплату (ниже до 20%), если работать предстоит в современной технологичной локации.
Подборка однокомнатных квартир Петербурга со стоимостью найма от 15 тыс. до 20 тыс. руб. в месяц
Еще один момент: доказано, что атмосфера на рабочем месте напрямую влияет на результаты проекта, и, если окружить команду людьми схожих специальностей и образа мышления, ее работоспособность поднимется в разы. Именно поэтому отдел маркетинга крупной компании задумывается о переезде в коворкинг – рядом с единомышленниками и коллегами из смежных областей проект пойдет бодрее, а тетушки из бухгалтерии могут остаться и в головном офисе.
Вторая группа резидентов коворкингов – стартапы. Это современные и прогрессивные компании, которые хотят работать в комфортных условиях, но собственный эргономичный офис не могут себе позволить по разным причинам. Строить – долго и дорого, на это нет ресурсов. Скорее всего, они собираются масштабировать проект, но как скоро и насколько широко, пока непонятно. Они не планируют находиться в офисе целыми днями, но некая «база» им все равно нужна. Для таких команд коворкинг – идеальное решение.
И третья группа – это, наконец, фрилансеры и удаленные работники. У них есть полная свобода перемещения в пределах города, страны и даже мира. Каждый по-своему организует день – остаться дома или поработать в кафе, переехать в другой город или на другой континент. Главное, чтобы на рабочем месте был хороший интернет и тишина. Коворкинг – это идеальная локация с возможностью провести переговоры, воспользоваться техникой и передохнуть, не покидая «офис».
Абонентская плата
Есть несколько видов членства в коворкинге. Если в локацию «приходит» компания, она, как правило, занимает отдельный кабинет. Фрилансер скорее выберет стол в зоне open space, хотя кабинеты для одного человека также есть во многих коворкингах. Рабочее место может быть фиксированное или рандомное, в первом случае прайс выше примерно на 20%. Можно заключить долгосрочный договор аренды (на месяц и дольше, такие заявки заранее обсуждаются с менеджером) или прийти один раз; прайс на однократное посещение выше абонемента примерно на 30%.
Технологии
Стоимость запуска коворкинга измеряется в общих инвестициях и в цене за квадратный метр. И если два года назад стоимость организации метра в премиальном коворкинге не превышала 30 тыс. руб., то сейчас речь идет о 50 тысячах. И дело не столько в инфляции, сколько в запросах аудитории. Так, значительная часть расходов ложится на инновационные решения в коворкинге, например, на входе гостей встречает технология face-id, которая анализирует лица и действия и передает статистику менеджеру. Офисная мебель за две секунды принимает идеальное для резидента положение с учетом его физиологических особенностей. В кабинетах – смарт-стекла с регулируемой затемняемостью.
В наше время нельзя заявлять себя как технологичный проект и при этом пользоваться одноразовой посудой. Поэтому пластиковые стаканчики, бумажные полотенца и молоко в тетра-паках – это моветон. В современных коворгингах используется, как правило, многоразовая посуда.
Тенденции
Сейчас спрос на коворкинги в Петербурге и Москве значительно превышает предложение, но через несколько лет за аудиторию придется бороться. Эта тенденция вытеснит с рынка слабых игроков. Технологии, комфорт и комьюнити – то, чего ждут от локации резиденты. Коворкинг – это не только рабочие места и интернет. Это вечеринки по пятницам с мохито и глинтвейном, это профессиональные ивенты и выступления спикеров. Это чат в Telegram, где можно обсудить все насущные вопросы и попросить помощи по проекту. Это живой организм, который растет и эволюционирует вместе с резидентами.
Автор: Владимир Дорофеев, исполнительный директор сети коворкингов «Практик»