До окончательного искоренения маршруток в Петербурге и его ближайших окрестностях остается ровно год. Срок действия договоров на обслуживание коммерческих маршрутов в Петербурге заканчивается 15 июля 2020 года. В своем нынешнем виде продлеваться они больше не будут. Взамен городской комитет по транспорту проведет новые конкурсы: будет разыгран 31 лот, стоимость каждого варьируется от 20 млн до 175 млн руб. – в зависимости от того, каково в нем соотношение прибыльных и убыточных маршрутов. Окончательно утвердить новые правила игры в Смольном планировали к 1 июля, но не успели. Не исключено, что, поскольку реформа в своих нынешних формулировках не самая популярная, с ней подождут до «после выборов».
Благие намерения
Колпино: недорогое жилье с петербургской регистрациейНа фоне великолепных Петергофа и Царского >>О сути нововведения городские СМИ уже неоднократно писали, поэтому вкратце суммируем: ликвидируется почти 300 маршрутов, 95% из них – коммерческие, то есть те, на которых как раз эксплуатируются маршрутки. Взамен власти введут около сотни новых и удлинят часть старых.
Частных перевозчиков, к слову, из города никто не выгоняет: они могут принимать участие в конкурсах, как и ранее. Вот только примут ли – это большой вопрос. Ведь, во-первых, на линию теперь будут выходить только новые (не старше двух лет) низкопольные автобусы большой вместимости. Во-вторых, генерировать столько наличных, сколько сейчас у маршрутчиков, не получится: придется возить льготников со скидками, и, кстати, при оплате «Подорожником» тоже полагается дисконт.
В результате самих автобусов станет меньше (около 1700 крупных и 700 – средней вместимости), но перевозить они смогут даже больше пассажиров, чем сейчас. Смольный уже декларировал главные цели: маршруты не будут дублироваться, но зато наладят контроль за расписанием (за несоблюдение оштрафуют), уменьшится аварийность и интервалы движения, а сами поездки станут более комфортными.
С тем, что реформа назрела, вряд ли кто-то будет спорить. Маршрутки – действительно вчерашний день современного мегаполиса. В Москве подобную реформу провели еще несколько лет назад, и, как говорят столичные жители, хуже не стало. Правда, финансовые возможности главного города России, конечно, с петербургскими не сравнить.
Другое дело, как реформу в действительности воплотят в жизнь. Это в теории большие автобусы будут ходить быстро и часто, а вот что получится на практике? Попробуем исходить из худших опасений (то есть маршруток не будет, но и заменить их в полной мере не получится) и посмотрим, какие микрорайоны в транспортной доступности из-за этого потеряют.
Такое разное закадье
Выдохнуть можно жителям Мурино – на маршрутках местные жители передвигаются только внутри своего уже изрядно разросшегося микрорайона, а при наличии станции метро «Девяткино» надобности в каком-то другом виде транспорта нет. А вот в соседние Бугры маршрутки теперь ходить перестанут совсем. Взамен появятся два новых автобусных маршрута.
Из Кудрово к станции метро «Улица Дыбенко» ходят не только приписанные к городу машины, но и формально областные, их в Смольном запретить не могут. В январе, кстати, уже попытались (помимо Кудрово, хотели укоротить маршруты из Гатчины, Соснового Бора, Колтушей, Янино), но наткнулись на непонимание областных коллег.
Подборка квартир-студий в Кудрово на вторичном рынке
А вот в активно застраиваемое Новоселье (ЖК «Новоселье: городские кварталы» и «NewПитер») попасть теперь будет труднее – маршруток здесь чиновники видеть не хотят. Опять-таки остается надеяться на большие автобусы.
Полностью вычищают маршрутки, идущие от станции метро «Купчино» в Шушары, Пушкин, Колпино. Кстати, их стихийная стоянка на Витебском проспекте как раз наглядно показывает все неудобство этого вида транспорта: они мешают подъезду больших автобусов и друг другу, поскольку стоят очень долго, дожидаясь, пока в салон набьется побольше народу. Но зато ходят они часто, а социальные автобусы, наоборот, довольно редко.
Не будут ходить небольшие автобусы в Усть-Славянку и Металлострой из Рыбацкого, существенно меньше их станет у станции метро «Проспект Ветеранов» (отменят 80% маршрутов) и «Кировский завод» – сюда они ходят из южных предместий вроде Тайцев, Красного Села, Низино, Горбунков. Правда, некоторые коммерческие рейсы останутся, поскольку социальные не дублируют, но это скорее исключение из правил.
Альтернативы не предоставлено
Переходим внутрь городской черты. Глобальная зачистка ждет Васильевский остров. Чиновники особо подчеркивают, что здесь хорошо развито трамвайное движение, а маршрутки только мешают (кстати, на Среднем проспекте все действительно так и происходит). Однако двум отмененным маршрутам, останавливающимся в районе пересечения Большого проспекта с 20-й и 21-й линиями, альтернативы не дали. Там находятся ЖК «Палацио» (Setl City) и «Маленькая Франция» (AAG).
Уберут маршрутки, идущие через станции метро «Московская» и «Ленинский проспект» в Юго-Западную Приморскую часть, – это сразу пять направлений. Взамен добавят два автобусных маршрута. Правда, там еще и троллейбус ходит. Но народ передвигается в большинстве своем именно на «тэшках». А ведь новостроек в этом районе множество, в том числе строящиеся ЖК «Жемчужный берег» («Балтийская жемчужина»), «Легенда Героев» (Legenda) и «Огни залива» («БФА-Девелопмент», вторая очередь готовится к выходу на рынок).
Неоднозначная ситуация с Парнасом и находящимися там новостройками во главе с ЖК «Северная долина». Исчезнут маршрутки, которые едут на «большую землю» через проспект Культуры. Но зато запустят два автобусных маршрута внутри жилых кварталов. Кстати говоря, это будет нелишним: корпуса последних очередей находятся уже не сказать чтобы в пешеходной доступности от метро. Но все же главное – что станция «Парнас» своей пропускной способности пока все же не исчерпала, так что беспокоиться местным жителям, думается, незачем.
Подборка однокомнатных квартир у метро Парнас на вторичном рынке
Не будет ходить коммерческий транспорт по Манчестерской улице, где Setl City строит свой Svetlana Park. То же самое касается и улицы Грибалевой (рядом сразу три ЖК – «Облака на Лесной» от Setl City, «Лайф-Лесная» от ГК «Пионер» и G9 от «КВС»). Но в обоих случаях это не смертельно: станции «Удельная» и «Лесная» находятся совсем недалеко.
Подлежат изгнанию маршрутки Юнтолово (там строит одноименный жилой комплекс «Главстрой-СПб»), вместо них запустят «сочлененный» автобус большой вместимости. Неизвестно, обрадуются ли этому жители, но вот обитатели Сестрорецка уже недовольны и пишут петиции в адрес и.о. губернатора. Они считают, что два обещанных социальных автобусных маршрута не заменят семи коммерческих и придется торчать в пробках. Неудобства усугубляет малое количество электричек на этом направлении – они ходят раз в час, а то и реже.
Аналогичные жалобы на различных ресурсах раздаются и из других районов города: Полюстрово, Кушелевки, Веселого Поселка, Обухово, Уткиной Заводи и пр. В Петербурге осталось немало мест, откуда кроме как на маршрутке ни на чем и не уедешь. А пройти одну-две остановки тем же пожилым людям бывает нелегко.
А вот ЖК «Цветной город», наоборот, повезло. До него уже продлили автобус № 61. На нем можно будет добраться до «Академической», «Политехнической» или «Гражданского проспекта». Новость хорошая, учитывая то, что до этого сюда вообще ничего не ходило. Подведут автобус и к ЖК «Солнечный город» (Setl City), однако остановка там все же далековато от введенных в эксплуатацию корпусов.
В общем, реформа выглядит необходимой, но сыроватой. Надеемся, что отсрочка до сентября позволит чиновникам внести необходимые правки. Хуже от этого точно не будет!