На сей раз закрасить хотят целую галерею из фресок с копиями картин великого Боттичелли, расположенную в переулке Радищева. Ее автор – петербургский художник Олег Лукьянов – создал петицию в адрес и.о. губернатора Александра Беглова с просьбой оставить фрески в покое, ее на сегодняшний день подписали почти 1,5 тыс. человек. Но пока в администрации Центрального района настроены серьезно: мол, автор с властями ничего не согласовывал, а значит, его картины – вне закона.
Приняли наполовину
Абсурд ситуации заключается в том, что буквально все – от местных жителей до сотрудников полиции – понимают, что творчество Лукьянова ничего общего с вандализмом не имеет. Подтверждением этому является плотный поток туристов, приезжающих в переулок Радищева специально, чтобы насладиться его деяниями. И во многих «неофициальных» путеводителях по Петербургу (их можно запросто найти в интернете) это место указано. Да просто попробуйте набрать в Яндексе или Гугле «переулок Радищева» – и первыми поиск выдаст огромное число фотографий с фресками Лукьянова.
Но в глазах чиновников что подростковое граффити на вагонах электричек, что копии картин великих художников на стенах – это приблизительно одно и то же: «непорядок». Следовательно, его надо отмыть или закрасить. А все оттого, что городу остро необходим закон об уличном искусстве. Собственно говоря, первое чтение такой закон, разработанный депутатом ЗАКС Денисом Четырбоком, уже прошел, но дальше дело пока так и не сдвинулось. По мысли народного избранника, город должен выделить для художников специальные зоны, где они смогут заниматься творчеством, а те, в свою очередь, будут согласовывать картины с властями.
Кстати говоря, именно по этому пути пошли многие мегаполисы, власти которых десятилетиями боролись с незаконными граффити, но потом все-таки научились отделять настоящее уличное искусство от безвкусной мазни из баллончика. В Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Бристоле, Буэнос-Айресе, Лос-Анджелесе регулярно проводятся выставки стрит-арта. Есть в этом направлении искусства и свои звезды, главной из которых является англичанин Бэнкси, чьи работы продаются за миллионы евро.
Новое слово
Олег Лукьянов такими суммами не оперирует, зато изобрел свою собственную технологию, которая позволяет переносить изображение из принтера непосредственно на стену. Специальным приспособлением художник разжижает сухую штукатурку на брандмауэре, поверх нее тогда кладется краска. Поскольку роспись на сырой штукатурке называется фреской (от итальянского слова fresco, то есть «свежий»), то и технологию петербургский новатор назвал «Урбан-Фреска».
В апреле сотрудники коммунальных служб уже один раз уничтожили галерею Лукьянова. Вместо буйства красок получились депрессивные серые стены. Впрочем, буквально через несколько дней коллеги художника отмыли картины с помощью горячей воды и бытовой химии.
Свою технологию Лукьянов хочет использовать для раскраски фасада одного из домов на Гагаринской улице, причем местные жители высказались «за». К тому же проект был представлен на общественном совете города и вроде бы нашел понимание: стена выходит во двор и с улицы не просматривается. Ленэнерго позволило раскрасить одну из своих подстанций на проспекте Науки – теперь там изображение Исаакиевского собора. Есть также предварительные договоренности с жителями четырех домов на Петроградской стороне.
Однако до тех пор, пока не появится закон о стрит-арте, коммунальщики так и будут уничтожать уличные художества – в этом нет сомнений. Да и очень сомнительно, что даже после принятия чиновники разрешат расписывать стены в историческом центре. Разве что на окраинах. Но сам Олег Лукьянов уже высказывался по этому поводу: «Пусть даже это будут хрущевки – это лучше, чем ничего».