Оба субъекта одновременно подали заявки в правительство на включение в федеральный комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. И получили предварительное согласие. Ожидается, что официально соглашения подпишут на предстоящем в начале июня Петербургском международном экономическом форуме.
Смольный определил 25 наиболее важных инфраструктурных проектов, на реализацию которых у Москвы запрошено 45,2 млрд руб., то есть приблизительно на 40% общей стоимости. У Ленобласти запросы поскромнее: всего шесть проектов и 10,6 млрд из федеральной казны (около половины всех затрат). Деньги должны выделяться в течение пятилетки (в 2020–2024 годах) – в лучших советских традициях.
Попробуем разобраться, на что именно деньги требуются в первую очередь.
Метро на всю сотню
Это, конечно же, станция метро «Кудрово», которую губернатор 47-го региона обещает примерно со дня своего избрания (а было это довольно давно). Но у сравнительно бедной Ленобласти даже на регулярные автобусные перевозки денег не всегда хватает. Что уж говорить о таком дорогостоящем проекте, как подземка, – пусть даже и всего одной станции.
Какие жилые комплексы получат метро в шаговой доступности?Жилье в непосредственной близости от >>Теперь, видимо, часть денег заплатит Москва, остальное выделит Смольный, а с области – только участки под вестибюль и метродепо. Александр Дрозденко недавно заявил, что землю администрация региона уже практически выделила – около 100 гектаров. Не очень понятно, правда, зачем так много: почти построенное депо «Южное» в промзоне «Шушары», к примеру, занимает территорию втрое меньшую.
По словам главы Ленобласти, проектирование может начаться уже в будущем году, строительство – в начале 2023-го, а пуск в эксплуатацию намечен на декабрь 2025 года. То есть всего на перегон и одну станцию уйдет 6,5 года – и это как минимум. В Москве, к слову, за это же время их откроют несколько десятков.
Диаметральное решение
Один из наиболее крупных инфраструктурных проектов, на который тоже планируется попросить денег у федералов, – Восточный скоростной диаметр. На него потребуется почти 160 млрд руб., из которых треть должна поступить из столицы. Впрочем, здесь на скорое решение вопроса рассчитывать не приходится: в лучшем случае его примут до конца года. Как раз к этому времени должен быть готов проект первой очереди – от ЗСД до Витебского проспекта.
Далее трасса пойдет через Неву (а может быть, под ней) к Ладожскому вокзалу, оттуда к Кудрово и КАД, а затем ее должны продлить до Мурманского шоссе. Смольный уже начал изымать у собственников участки, по которым пройдет магистраль. То есть это тот случай, когда строительство вскоре стартует в любом случае, просто без софинансирования из Москвы процесс явно займет гораздо больше времени.
Притяжение небоскреба
Лахта-Центр уже совсем скоро начнут заселять сотрудники структур «Газпрома», штаб-квартиру которого в Петербург перенесли по указанию с самого верха. А это значит, что обеспечение ее транспортной доступности за счет федерального центра – вполне справедливое решение.
Неудивительно, что новых дорог рядом с башней построят и реконструируют сразу несколько. Во-первых, подключат к территории Лахта-Центра Приморское шоссе, причем к работам приступят, скорее всего, уже в начале будущего года. А во-вторых, продлят Суздальское шоссе от дороги на Каменку сначала до ЗСД – с устройством съезда, а потом и до Приморского шоссе в районе Ольгино. Вся магистраль имеет проектное название М-49 и обойдется примерно в 15 млрд руб.
Одной развязки мало
Построенная к мундиалю развязка на пересечении Пулковского шоссе и Дунайского проспекта помогла ускорить движение по первому, но на втором сказалась мало. Просто потому, что светофоры на перекрестке с Московским шоссе никуда не делись. Логично было бы построить в этом месте еще один аналогичный виадук, развязав две стратегически важные трассы.
Именно это и хочет сделать Смольный частично на федеральные средства. Удастся ли справиться с задачей к 2025 году? Если судить по скорости возведения первого путепровода, то это вполне реально. Впрочем, тогда не построить вовремя было нельзя – на Россию смотрел весь мир. А теперь будет вполне можно.
Все силы на Мурино
Среди других внесенных в петербургскую заявку проектов можно выделить расширение проспекта Энгельса на участке от Парнасского путепровода до КАД. Это позволит, к примеру, продлить до ЖК «Северная долина» трамвайную ветку и оттянуть часть пассажиропотока от синей ветки метро, которая в часы пик перегружена.
Кроме того, планируется с помощью федералов наконец достроить развязки через железную дорогу у Поклонной горы, реконструировать Южно-Волхонскую дорогу, Петрозаводское и Ропшинское шоссе, а также возвести еще десяток путепроводов.
Что касается областной заявки, то здесь фигурируют Колтушское шоссе, два моста, путепровод над железной дорогой во Всеволожске, а также два проекта, связанных с болевой точкой на карте 47-го региона: объезд Мурино – Нового Девяткино и подключение будущего транспортно-пересадочного узла «Девяткино» к КАД.
Последнего очень ждут жители многочисленных новостроек в Западном Мурино, которым из своего квартала на авто выехать очень проблематично. Кстати, предварительные работы по строительству съезда с кольцевой здесь начались буквально на днях. Но федеральные деньги сильно помогут ускорить процесс.
Предвыборный выхлоп
Пожалуй, нет нужды лишний раз объяснять, что вероятный дождь из денежных купюр обрушится на город и область исключительно по причине грядущих в сентябре губернаторских выборов. Александру Беглову очень хочется создать себе в глазах электората имидж «выбивальщика» денег у Москвы; в Кремле же, в свою очередь, очень хотят видеть нынешнего врио на посту городского главы на ближайшие шесть лет. Так что интерес взаимный.
Но рассчитывать на постоянные денежные потоки из центра в текущей экономической ситуации было бы все же наивно – наверняка это разовая акция. Примерно такая же, как со строительством инфраструктуры к прошлогоднему чемпионату мира по футболу. А возводить что-то «на свои» у предыдущей администрации Георгия Полтавченко получалось как-то не очень. Можно вспомнить хотя бы печальную историю с Фрунзенским радиусом метро, которая тянется до сих пор. И получится ли у Беглова (в случае избрания) что-то изменить – это пока большой вопрос.
Но так или иначе, а какой-то выхлоп Петербург и его пригороды за счет выборов все равно получить смогут.
Отдаленные планы
Один из наиболее громких – и дорогих – проектов, обсуждавшихся в нашем городе в последний год, в окончательную заявку так и не вошел. Речь идет о создании транспортного кольца вокруг центральных районов города по аналогии со столичным МЦК. На это требуются сотни миллиардов рублей, и в Кремле, очевидно, попросили петербургских чиновников все же «не наглеть».
Мало кто сомневается, что такой проект был бы большим благом для Северной столицы. Но в его реализации есть и объективные сложности. Во-первых, чисто географические: полноценное кольцо создать не получится, так как дамба для железнодорожного сообщения не приспособлена.
Во-вторых, окружная железная дорога, используемая для грузового движения, мало годится для каркаса, на основании которого можно было бы запустить движение электричек (а именно так было в Москве). Просто потому, что проходит она в основном через промзоны и вдали от жилья, так что делать остановки на ней бессмысленно.
Альтернативный вариант – приспособить под эти нужды пассажирскую инфраструктуру РЖД, но это очень проблематично и, видимо, может растянуться на десятилетия. И хотя глава РЖД Олег Белозеров подтвердил, что компания уже включила в свою инвестиционную программу более 88 млрд руб. на развитие железнодорожного узла в Петербурге, надеяться на скорое появление «нашего МЦК» все же вряд ли стоит.