Об этом на семинаре «Правовые отношения между супругами в сфере недвижимости: до, во время и после брака» рассказал Александр Петренко, эксперт по правовому сопровождению сделок с недвижимостью с 25-летним стажем. Семинар был организован учебным центром ГК «Юринфо» при информационной поддержке портала BN.ru. Модератором по традиции выступил вице-президент Ассоциации риэлторов Санкт-Петербурга и Ленинградской области Павел Штепан.

Общее, личное и презумпции

Сначала – сведения фундаментальные. Говоря об имуществе супругов, способах и принципах его раздела, надо помнить о том, что, помимо общего, у каждого из них есть и личное имущество.

К личному имуществу относится то, что было приобретено до и после брака, а также во время брака в результате безвозмездных сделок, таких как дарение, наследование, приватизация жилья. Естественно, это и вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и т. п.), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши. «Чего только не встретишь в своей практике, – комментирует Петренко. – Сейчас у меня в работе иск, где муж заявил к разделу десятки элитных платьев и пар обуви».

Но вернемся к недвижимости, тем более что наши люди при разводе обычно делят деньги и недвижимость. К общему имуществу относятся доходы каждого из супругов от трудовой, предпринимательской деятельности, от авторских прав, а также приобретенное за счет общих доходов движимое и недвижимое имущество – но на основании возмездных сделок. Это договоры купли-продажи, мены, долевого участия в строительстве, паенакопления в ЖСК и т. д.

Российское законодательство стоит на таких позициях. Во-первых, доходы являются общими даже в том случае, если их обеспечивал один из супругов, а второй при этом ни дня не работал (занимался, допустим, домашним хозяйством, уходом за детьми, или были какие-то другие уважительные причины). Кто в общую копилку сколько принес – неважно, все делится пополам.

Перебить эту презумпцию в суде можно только одним способом – доказать, что один из супругов не получал дохода по неуважительным причинам или расходовал общее имущество в ущерб интересам семьи. В данном случае речь идет, как правило, о маргинальных личностях: алкоголиках, наркоманах, игроманах либо тех, кто связан с криминалом. В суде это доказать достаточно сложно.

Другая презумпция: то, что было приобретено в браке, приобретено именно на доходы супругов. «Мы столько не заработали» – чаще всего этот довод в суде неубедителен. Все прекрасно знают, что зарплата не всегда выплачивается по-белому.

«Всё мы делим пополам»

Вот достаточно распространенный пример из юридической практики: в один день была продана добрачная квартира (неважно, супругом или супругой) и куплена другая, оформленная на того же собственника. То, что эти сделки были проведены одномоментно или у одного и того же нотариуса, не является доказательством, что вновь приобретенная в браке квартира была куплена именно на те средства, что выручены от продажи добрачной квартиры.

Нужны прямые письменные доказательства, например, договор на аренду банковской ячейки и эскро-услуги или же выписки со счета, причем должно быть по документам четко видно, что все средства от продажи первой добрачной квартиры пошли на оплату встречной покупки. Если этих денег хватило на новую покупку – доказать проще. Если же есть доплата, то все сложнее. Тогда второй супруг сможет претендовать на половину от размера этой доплаты.

Жизнь богата сюрпризами. К примеру, родители мужа дали денег на покупку квартиры. Сколько угодно они потом могут доказывать (после развода), что бывшая невестка тут не при делах. При отсутствии других письменных доказательств суд будет расценивать это как дар семье, то есть мужу и жене, и все делится опять же пополам. Как бы это странно ни звучало для нашего неподготовленного уха, но, если нет договора дарения денежных средств (еще лучше, если в нем написано, что подарок предназначен именно для приобретения квартиры) – по-другому и быть не может.

Часто лет этак пять спустя возникает искус: а давайте напишем такую бумагу и датируем задним числом. Даже не пытайтесь! Подписанные «вчера» (до полугода, а иногда и больше) документы судебные эксперты вычисляют. Фейки не пройдут, и называться они будут фальсификацией судебных доказательств. Ни один адекватный адвокат на это не согласится.

Еще лучше – если договор купли-продажи составлен в пользу третьего лица. Пусть эти самые родители своему отпрыску квартиру купили: они заплатили, а он – выгодоприобретатель. И тут совет: указать в договоре, что покупатель в отношении третьего лица действует безвозмездно. Это важно.

Или еще вариант: квартира покупается на кого-то из родителей и потом дарится ребенку – одному из супругов. Такое имущество не считается совместно нажитым, а является личной собственностью. И если потом эта квартира продается, условно говоря, за два миллиона, а покупается другая с доплатой в один миллион, то второму супругу в случае развода будет полагаться только половина от доплаты.

Если речь идет о периоде, когда супруги еще формально состоят в браке, но прекратили семейные взаимоотношения, суд может признать приобретенное в этот момент имущество собственностью каждого из них. При наличии, естественно, серьезных доказательств, что хотя бы полгода-год они не ведут совместного хозяйства. Если они вчера разъехались, а сегодня приобрели квартиру, то это имущество, конечно, будет считаться совместно нажитым.

Брачный контракт

Наконец, западный вариант – брачный договор. Тут у каждого своя политика. Далеко не всегда молодожены в начале семейной жизни готовы вообще разговаривать на эту тему.

Надо помнить о том, что такой контракт может быть заключен заранее, и тогда он вступает в силу в момент заключения брака. Можно подписывать брачный договор и после регистрации, главное – до расторжения брака.

Раздел же имущества может быть произведен как в период брака, так и после его расторжения по требованию одного из супругов. Или же – по требованию кредиторов, когда из общего имущества супругов выделяется супружеская доля должника, чтобы обратить на нее взыскание.

По общему правилу доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено брачным контрактом. Суд однозначно придерживается равенства долей, супруги по договоренности от этого равенства могут отступать. Исключение – интересы несовершеннолетних детей или описанный выше случай, когда один из супругов не получал дохода по неуважительным причинам (или, грубо говоря, пропил общее имущество семьи).

Кстати, пополам могут делиться не только доходы, но и долги. Один из супругов, взявший кредит и не погасивший его к моменту развода, должен объяснить, на какие блага для семьи этот кредит был получен. И если доказательств, что средства предназначались именно для этой цели, нет, то суд признает долг личным.

С недвижимостью все понятней – ипотека все-таки целевой кредит, имущество общее.

Если до развода заключают брачный контракт, то после – соглашение о разделе имущества. Оба эти документа требуют нотариального удостоверения. Кстати, брачный контракт намного дешевле – на практике в несколько раз, потому что в нем общая стоимость имущества не учитывается и действует фиксированная ставка. Условно, 6 тыс. руб. против 30 тыс. Вот и считайте.

Гражданский – не брак

Понятие «гражданский брак» довольно прочно вошло в нашу жизнь, но в данном случае оно является пустым звуком: с точки зрения российского законодательства супругами считаются только официально зарегистрированные пары.

Александр Петренко привел и конкретный пример из своей практики: несчастная женщина 15 лет зарабатывала деньги, а ее гражданский муж их активно вкладывал в свой бизнес, который прогорал. При этом все имущество он оформлял на себя. «И даже автомобиль, на котором она ездит, под угрозой раздела, – рассказывает эксперт. – Жалко до слез, но сделать ничего нельзя».

В общем, живите долго, счастливо, но соломку подстелить не забудьте.

Текст: Игорь Воронин    Фото: Алексей Александронок