Собственно, масштабных пятен застройки здесь два: условно обозначим их как «Галактика» и «бывший Петмол». Квартиры есть на любой вкус и кошелек: от миниатюрных студий до просторных 200-метровых.

Территория новой жилой застройки занимает половину МО Измайловское и ограничена Московским проспектом, набережной Обводного канала, Митрофаньевским шоссе и Малой Митрофаньевской улицей. Несмотря на то что территория устойчиво ассоциируется с Московским районом, вся застройка приходится на Адмиралтейский, а в Московский «залезет» только один жилой корпус.

Основные достопримечательности – бывший Варшавский вокзал, церковь Воскресения Христова, сгоревший гипермаркет «Лента», а также множество старинных складских корпусов из красного кирпича.

Предыстория: «прикадье» XIX века

С начала XIX века Обводный канал был стратегической транспортной магистралью, такой же, как сегодняшняя КАД. По нему завозили сырье на фабрики и вывозили товары, а еще из него брали воду, в него же сливали нечистоты.

На обширной территории от сегодняшней станции метро «Фрунзенская» почти до «Московских ворот» располагалась настоящая мясная империя – скотопригонный двор, бойни и рынок, снабжавший столицу мясом, а в советское время – молокозавод. В постсоветский период он был акционирован, обанкрочен, а территории превратились в ценный земельный актив казахстанской группы Meridian Capital.

Балтийский и Варшавский вокзалы появились в 1850-х годах. Они соединили столицу сначала с дворцовыми пригородами – Гатчиной и Петергофом, а затем с западными окраинами империи. Варшавский вокзал был международным – с него начинались путешествия в Европу. Но в советское время он утратил стратегическое значение. Поэтому в 1960-е годы Варшавскую железную дорогу разобрали – получилась прямая, как стрела, Варшавская улица. А в нынешнем веке и сам вокзал превратили в торговый комплекс.

Правда, сделать на месте железнодорожных путей широкий проспект с жилой застройкой все время что-то мешало: то очередной кризис, то дефицит инженерных мощностей, то запутанные правоотношения собственников участков. Проект «Галактика» был анонсирован в 2012 году (участок выкупила ГК «Эталон» у одного из дочерних предприятий ОАО «РЖД»), но строительство развернулось только через пять лет.

Путешествие в новую «Галактику»

Будущая «Галактика» простирается параллельно Московскому проспекту от Варшавского вокзала в сторону станции метро «Московские ворота», по бывшим территориям железнодорожного ведомства – со старинными складами, депо и останками железнодорожных путей.

Концепция квартала, разработанная «Студией 44» Никиты Явейна, выглядит цельной и самодостаточной. Проект для исторической части города масштабный: под застройку отведено 38 га (примерно как укрупненный квартал в Купчино). Скоро примут новоселов четыре корпуса по Парфеновской улице – один находится в завершающей стадии строительства, а на три уже получены разрешения на ввод.

Сегодня «Галактика» почти необитаема, но стройки кипят повсюду, включая ее дальний уголок в Московском районе, где расположится элитный ЖК «Галактика. Премиум».

Всего в новом массиве будет около 30 жилых домов от 9 до 19 этажей, три школы и семь детских садов. В исторических строениях разместят почтовое отделение, медицинские, спортивные, торговые объекты и прочую инфраструктуру.

В качестве изюминки застройщик обещает «линейный парк, который протянется с севера на юг, повторяя своей формой изгибы железнодорожных путей бывшего «Императорского вокзала».

Если темп освоения территории, взятый застройщиком, сохранится, есть шанс, что стройная концепция не распадется на части.    

Как поделили молокозавод

Второй крупный квартал, непосредственно у пересечения Московского проспекта и Обводного канала, – застройка бывшего завода «Петмол» и прилегающих территорий. Здесь работают разные застройщики.

Предыстория такова: в 2008 году участок завода «Петмол» площадью 11,2 га был выкуплен Meridian Capital и поделен на части. В результате появились несколько проектов, которые не сложились в единый архитектурный ансамбль.

Первый – ЖК «Тапиола» – сдан финским концерном «Лемминкяйнен» в 2015 году. Это объект бизнес-класса со встроенным детским садом и подземным паркингом, в который можно спуститься в лифте.

Квартиры здесь просторны: студии – от 31 кв. м, однокомнатные – 40-50 кв. м, есть почти двухсотметровые квартиры; на стадии строительства имелся широкий выбор двух- и трехкомнатных квартир. В настоящее время квартир от застройщика в продаже нет, на вторичном рынке жилье в этом доме тоже встречается нечасто, однако широко представлено на рынке аренды со ставками от 60 тыс. руб. в месяц.  

В целом, если бы не европланировки, «Тапиола» напоминала бы добротный сталинский дом, разве что без «излишеств» в виде лепного декора.

ЖК «Времена года» (застройщик – ООО «ЮНИТ») сдавали в 2015–2016 годах. Это крупный объект, почти на 2,5 тыс. квартир, также с подземным паркингом и встроенным детсадом. Здесь есть и небольшие однушки, и 25-метровые студии – такие же незамысловатые, как в Шушарах или Девяткино. Правда, ценники в два раза выше: на вторичном рынке встречаются студии от 25 кв. м с ценами от 5,5 млн руб. Немало и предложений аренды: минимум – однушка 30 кв. м за 30 тыс. руб. в месяц.

Высотный многоподъездный дом с закрытым двором по компоновке напоминает пригородные новостройки и нависает над окружающей застройкой, как гигантский разноцветный айсберг. Но он самодостаточен: двор просторен, благоустроен и замкнут, есть круглосуточная охрана и видеонаблюдение.

ЖК «Новомосковский» (застройщик «ЮИТ») был сдан чуть раньше – в 2014-2015 годах. Это три разноэтажных монолитно-панельных корпуса и 19-этажная башня. Объемно-планировочное решение комплекса замысловато и интересно. Во дворе объект культурного наследия – старинная водонапорная башня.

Но на фоне окружающей плотной застройки «Новомосковский» словно потерялся: с Московского проспекта комплекс закрыт обшарпанным советским домом, с другой стороны нависают «Времена года». Квартиры здесь просторнее, чем у соседей, ведь проектировали «Новомосковский» раньше, когда уплотнение застройки еще не стало столь откровенным трендом.

ЖК «Дом на Фрунзенской» построен только наполовину: первая очередь сдана в 2016 году застройщиком ООО «Дом на Фрунзенской», входящим в группу AAG. Вышла такая история: компании достался небольшой участок с ранее разработанным проектом. Но при формировании участков граница прошла посередине объекта. В результате получился голый брандмауэр и арка. Оставшуюся, симметричную часть должен был строить другой девелопер. Разрешение получено в 2015 году, но работы до сих пор не начались.

ЖК «ARTквартал. Аквилон» (застройщик ООО «ЭмСи Истейт Инвестмент») выведен на рынок в 2018 году. Сдача объекта намечена на второй квартал 2021-го. Из 1084 квартир более 700 – однушки и студии от 22,6 кв. м, некоторые имеют весьма затейливые планировки. В числе «фишек» проекта названы входные группы с зеркалами, картинами петербургских художников, диванами и кулерами.

Недавно анонсирован крупный проект «Московский, 65» – новый объект расположится на участке 2,9 га внутри каре исторического здания «Петмола» (раньше предполагалось, что здесь будет коммерческая застройка). Разрешение на строительство выдано ООО «Динамика» летом прошлого года. Основное требование – сохранение объекта культурного наследия: зданий по периметру бывшего скотопригонного двора и молокозавода.

Как развяжется транспортный узел

Гуляя по кварталу, все время натыкаемся на заборы будущих строек. В общей сложности на сегодняшний день построена и заселена лишь малая часть крупного жилого района.

Метро здесь рядом: ездить удобно. Но передвигаться на наземном транспорте – почти невозможно, да и припарковаться негде. По мере освоения территории градостроителям придется распутывать все туже затягивающиеся транспортные узлы на подступах к новым кварталам.

Через жилой район должны пройти две магистрали. Проектируемый Измайловский бульвар (проходит через «Галактику») «смотрит» в начало Новоизмайловского проспекта. До Малой Митрофаньевской его дотянут, но дальше строить не будут: путь преграждают депрессивная промзона и кладбище.

Парфеновская улица, на которую выходят окна «Тапиолы» и «Времен года», станет продолжением Варшавской: после снятия оставшихся железнодорожных путей трасса свободна. Правда, сама Варшавская упирается в узкое горлышко у площади Победы.

То есть, до исторического центра здесь рукой подать. Зато в противоположную сторону, к КАД выбираться намного сложнее. Но, пожалуй, это единственный серьезный транспортный минус растущего жилого района.

Текст: Филипп Урбан    Фото: Алексей Александронок