Сертолово вот уже более 20 лет является не поселком, а городом в составе Всеволожского района. При этом большинство из его 50-тысячного населения имеют или имели прямое отношение к армии. Оно и неудивительно: с 30-х годов прошлого века здесь постоянно дислоцировались воинские части и постепенно для офицеров и членов их семей строилось все больше жилья.
Деление на три
Армейские подразделения находятся здесь и по сей день – в основном это связисты и специалисты по радиоэлектронной борьбе. На жизнь Сертолово они оказывают самое непосредственное влияние уже хотя бы тем, что территория, принадлежащая военным, делит город на несколько частей и осложняет логистику местным жителям: приходится ради решения бытовых вопросов перемещаться по несколько километров. В сертоловских садиках 50% детей – из семей военных.
Кстати, не все воинские части действующие. Ряд территорий заброшены, что негативно сказывается на жилой среде – в бесхозных корпусах в последние годы были крупные пожары.
Фактически единого населенного пункта и не существует, город состоит из нескольких отдельно расположенных микрорайонов. Есть, прежде всего, Сертолово-1 (или «большое Сертолово»), здесь преобладает застройка советского периода – почти вся она панельная: «корабли», хрущевки и пр. В основном дома не выше пяти этажей, но уже в 90-е годы начали строить и девятиэтажки серии «Контакт-СП» производства местного 211-го Комбината железобетонных изделий. Самые высокие дома в Сертолово-1 – 14-этажные, по местным меркам практически небоскребы. Таких всего два на город.
Анна Писаренко, жительница Сертолово-1:
– Хрущевки – они везде примерно одинаковые, что в мегаполисе, что здесь. Маленькие комнаты, плохая звукоизоляция, холод в квартире в морозы – все это актуально и для нас. Поэтому, когда появилась возможность доплатить и переехать в более современный дом (хотя тоже панельный), мы сразу это сделали – и не жалеем. В муравейнике жить ни за что бы не стала – мне нравится в Сертолово именно потому, что не давит высотная застройка, а еще прямо за домом начинается настоящий лес. Там я неоднократно видела зайцев и косуль. И даже лося один раз – издалека.
Строящихся жилых комплексов в «большом Сертолово» два: это ЖК «Авеню» со сроком сдачи в I квартале 2020 года и ЖК «Чистый ручей» – ввод его семи очередей в эксплуатацию запланирован с 2018 по 2021 год. Последнюю новостройку можно смело отнести к проектам комплексного освоения территории (КОТ).
Проехав пару километров дальше на север по Выборгскому шоссе, попадаем в Сертолово-2, а еще через километр – в микрорайон Черная Речка. Обе территории комплексно застраиваются соответственно компаниями «КВС» (ЖК «Новое Сертолово», ввод оставшихся очередей в 2019–2020 годах) и «Росстройинвест» (ЖК «Золотые купола», дома сданы).
Последняя, однако, сдав три очереди своего комплекса, пока решила отложить вывод на рынок последующих. Основной задачей девелопера сейчас является сдача в эксплуатацию детского сада в составе комплекса. Это событие анонсировано на весну.
Дешевле и экологичнее
Таким образом, на сегодняшний день в Сертолово (если брать весь город в целом) в процессе строительства находятся три жилых комплекса. При этом две новостройки относятся к проектам КОТ. Здесь строится не только много жилья (более 3 тыс. квартир в каждом объекте), но и школы, детские сады, паркинги (в основном открытые, поскольку подземные в малоэтажных ЖК встречаются крайне редко), новые улицы и рекреационные зоны.
Ценники в основной части поселка и более отдаленных его районах заметно отличаются. В Сертолово-1 студия 24 кв. м в почти готовой новостройке обойдется в 2 млн руб., 37-метровая однушка – в 2,2 млн руб. В Сертолово-2 за студию попросят всего 1,5 млн руб., правда, ее площадь едва будет превышать 20 кв. м. На более ранних этапах строительства без труда можно обнаружить еще более экономичные варианты.
Например, в доме со сроком сдачи осенью 2021 года застройщик предлагает студию за 1,12 млн руб., однокомнатную квартиру – менее чем за 1,70 млн руб., двухкомнатную – за 2,15 млн руб. Излишне говорить, что в ближайшем закадье, даже в Шушарах и Буграх, таких цен не найти.
Правда, жилье здесь почти везде сдается без отделки – такова местная специфика. В Сертолово-2 все же есть предложение квартир под ключ, но и ценник уже выше (к тому же и сдаются дома в будущем году): студий дешевле 1,9 млн руб. и однушек менее чем за 2,4 млн не найти.
На вторичном рынке предложения тоже довольно много – с ним можно ознакомиться на портале BN.ru. При этом ценник, что вполне естественно, сильно зависит от года постройки дома. 35-метровые однокомнатные квартиры за 1,9–2,2 млн руб. предлагаются в панельных домах еще советской постройки. Такие же по площади, но в новостройках, обойдутся уже как минимум в 2,6 млн руб. А есть и по 3,0-3,2 млн.
Михаил Немировский, житель микрорайона Черная Речка:
– Факторов, которые повлияли на выбор именно той локации, где я живу с семьей, было два. Первый, конечно, цена. По 55 тыс. руб. за квадрат (по такой цене мы покупали жилье в Сертолово) предлагается либо очень далекий юг города, пограничная Ленобласть типа Аннино, либо сомнительные проекты с сомнительной репутацией застройщика.
Второй фактор – финская модель субурбии. Два года назад посещали Хельсинки (жили в 40 км от него). Поразило то, что у респектабельных финнов жить в городе считается плохим тоном. А хорошим – разделять работу и жилье расстояниями до 100 км. Собственно, выбирая жилой комплекс, хотели попробовать ту же модель – «зеленого жилья» с ежедневной логистикой до конечных станций метро. Разумеется, это совсем иной вид личной активности – рабочей, культурной, социальной, но вместе это более экологичное жилье во всех смыслах.
Долгий путь домой
Еще раз отметим очень неплохую оснащенность Сертолово социальной и торговой инфраструктурой. В Сертолово-2 компания «КВС» уже ввела в эксплуатацию детский сад и школу, а в «большом Сертолово» работают две школы, гимназия и три детсада. Полтора года назад открылась детская поликлиника. Развивающие центры для детей – на любой вкус (но, конечно, платные), есть языковые курсы и спортшкола. Здесь множество сетевых супермаркетов и популярный у местных домохозяек рынок. Клуб, построенный еще 40 лет назад, сейчас находится на реконструкции, и по ее окончании в нем откроется многофункциональный центр искусств.
Единственное, чего действительно не хватает, – это бассейн. А ведь его каркас возведен уже довольно давно, и даже торжественное перерезание ленточки состоялось. Но по каким-то причинам стройку забросили.
Ну и, конечно, все эти плюсы уравновешивает один жирный минус – очень плохая транспортная доступность. Для многих из тех, кто задумывался о переезде в Сертолово, именно этот фактор явился решающим и заставил отказаться от такой идеи.
Если в Мурино есть метро, в Кудрово – с натяжкой – тоже, в Шушарах электричка, а от Янино, Новоселья и Бугров рукой подать до кольцевой автодороги, то у Сертолово нет ничего, кроме Выборгского шоссе. Общественный транспорт безальтернативен – мелкие китайские маршрутки, но субсидируемые: городским льготникам платить не нужно. Ехать до ближайших станций метро, «Проспект Просвещения» и «Озерки», минут 40-50.
Автовладельцам не легче: в идеальной ситуации с пустой дорогой и хорошей погодой преодолеть 13 километров до Петербурга от «большого Сертолово» можно минут за 20-25. Но это реально лишь при очень большом везении.
Юлия Петрова, жительница Сертолово-1:
– Вот сейчас снегопады едва ли не ежедневно, и путь этот может увеличиться до 45 минут. Еще довольно часто бывают пробки из-за ДТП – они растягиваются на километры, и простоять в них можно до полутора часов. К сожалению, на этом участке работает всего одна патрульная машина, что, сами понимаете, неудобства для водителей только приумножает.
Главная точка напряжения – перекресток с Горским и Приозерским шоссе в Осиновой Роще. И расшить это бутылочное горлышко не получится, так как развязка попадает в охранную зону памятника усадьбы Лопухиной, то есть капитальное строительство там невозможно.
Есть планы по строительству съездов с КАД на Приозерское шоссе, это может отвести часть потока с Выборгского. Ну и не оставляет жителей Сертолово надежда, что когда-нибудь все же город свяжут с Петербургом линией давно обещанного легкорельсового трамвая. Впрочем, уже несколько лет дальше разговоров дело не идет. Но надежда, как известно, умирает последней…