Новое метро в Петербурге строится, мягко говоря, неспешными темпами. И все пятна под застройку по соседству с подземкой должны быть давно выбраны застройщиками. Но цифры говорят об обратном. Как сообщают аналитики БН, из шести десятков новых комплексов, пополнивших рынок в 2018 году, каждый четвертый расположен не далее километра от метро (см. табл. внизу).
Котлованы у метро
Парадокс объясняется просто: из-за дефицита привлекательных участков в городской черте в последние пару лет застройщики начали интенсивнее осваивать «серый пояс». Только в 2018 году было запущено в оборот 165 га промышленных территорий, из них почти 140 га – под жилье. Больше половины всех стартапов этого года – проекты редевелопмента, предполагающие в перспективе строительство 1,6 млн кв. м жилья.
В первую очередь девелоперами востребованы бывшие производственные площадки по соседству со станциями метро.
По оценке КЦ «Петербургская недвижимость», с января по ноябрь 2018 года на рынок Петербургской агломерации в радиусе 1 км от станций метро выведено 19 объектов общей площадью свыше 500 тыс. кв. м жилья. Из них десять ЖК – новые бренды, остальные – новые очереди уже реализуемых проектов».
Особым вниманием у застройщиков пользуются «серые» площадки в районах, прилегающих к центральной части Петербурга. Так, новые проекты редевелопмента на землях бывших промпредприятий уже плотно прописались вблизи метро «Лесная» – сейчас в радиусе километра-полутора заявлено с десяток новых проектов.
Как самые деятельные в плане редевелопмента уже не первый год выступают Адмиралтейский с Московским районы: между станциями «Балтийская» и «Фрунзенская» число новых комплексов не уменьшается. Не отстает и Невский – возле «Ломоносовской» и «Елизаровской» на месте бывших цехов и складов запускаются масштабные проекты на сотни тысяч квадратов жилья. Также строительная активность отмечается около станций метро «Старая Деревня» и «Парнас».
Бизнес хочет на метро
Жилье неподалеку от метро всегда востребовано, так как такие проекты априори имеют хорошую транспортную доступность, развитую социальную и торговую инфраструктуру. Кроме того, близость к подземке всегда важна, даже с учетом того, что у большинства покупателей комфорт- и бизнес-класса в семье есть личный автотранспорт.
«Среди клиентов “Северного города” обеспеченность личным автотранспортом составляет в среднем 0,7 машины на семью. И во многих семьях только одна машина на несколько человек, поэтому им все равно нужен общественный транспорт, в идеале метро в пешеходной доступности», – отмечает директор управления стратегического маркетинга Группы RBI Вера Сережина. По ее словам, покупатели бизнес-класса также ценят возможность иногда ездить на метро.
Что строят и сколько стоит
Элитного жилья, как и эконом-класса, поблизости от метро не возводят. Но жилье в целом недешевое.
Самый низкий ценник возле окраинных станций «Парнас» или «Пролетарская» – там в новых проектах можно найти квартиры по 80-90 тыс. руб. за кв. м. Но это исключение.
В абсолютном большинстве цен ниже 100 тыс. руб. за кв. м возле метро не бывает – это жилье сегментов комфорт, комфорт-плюс и бизнес.
В основном проекты возле метро характеризует невысокая этажность домов (от 9 до 13), закрытые от машин дворы, системы видеонаблюдения, могут встречаться интеллектуальные системы управления домом и прочие опции повышенного комфорта проживания.
По словам руководителя группы маркетинга Группы ЦДС Петра Буслова, все проекты возле станций метро ориентированы главным образом на семейного покупателя. «В большинстве случаев это не транзитное жилье, в связи с чем квартирография минимум наполовину состоит из двух- и трехкомнатных квартир», – отмечает эксперт. Это, в свою очередь, заставляет девелоперов озадачиваться дополнительной социальной инфраструктурой и продуманными местами для семейного отдыха на территории комплекса.
Ольга Трошева, руководитель консалтингового центра «Петербургская недвижимость»:
– Как правило, такие объекты относятся к сегменту рынка комфорт-плюс, соответственно эти ЖК отличает продуманная архитектура, высокий уровень благоустройства, а также обеспечение безопасности, закрытая территория, продуманные планировки, качественные строительные и отделочные материалы.
В ближайшей перспективе продолжится активная застройка у станций метро «Фрунзенская» – «Балтийская», «Лесная» – «Черная речка». В настоящее время Выборгский район находится на третьем месте в структуре предложения объектов редевелопмента после Московского и Невского районов, а четвертое место занимает Приморский.
Вера Сережина, директор управления стратегического маркетинга Группы RBI (входят компании RBI и «Северный город»):
– Для большинства покупателей «квартира у метро» подразумевает расположение в пешеходной доступности – в пределах 15-20 минут. Такая близость ценится, так как позволяет добираться до места назначения без пересадок. Кроме того, это еще и ежедневная возможность обеспечить себя здоровой двигательной нагрузкой. При этом жилье в 10 минутах от метро будет стоить дороже аналогичного по параметрам, но расположенного в 20 минутах. Более длинные дистанции (2 км и больше) большинству клиентов уже кажутся некомфортными.
Но минусом может стать и наоборот слишком близкое соседство дома с метро – менее 100-150 метров, хотя таких жилых комплексов в Петербурге сейчас единицы. Станция метрополитена и ее ближайшие окрестности – это всегда скопление людей, что является недостатком с точки зрения комфорта и безопасности для тех, кто живет рядом.
Петр Буслов, руководитель группы маркетинга Группы ЦДС:
– Девелоперов всегда интересовали участки около станций метро, однако ввиду высокого спроса мы имеем традиционный дефицит свободных пятен в этих локациях. В последние годы ситуация стала меняться, были запущены несколько крупных проектов редевелопмента промышленных зон. В каком-то случае освоение территории ведется индивидуальным застройщиком, в других территория осваивается сразу несколькими девелоперами.
Для проектов бизнес-класса близость станции метро не является решающим фактором. На мой взгляд, для них более важна обеспеченность машиноместами, так как покупатели в этом сегменте редко пользуются общественным транспортом, отдавая предпочтение личному автомобилю.
Пресс-служба «Группы ЛСР»:
– Близость жилых домов к станциям метро и основным транспортным магистралям является одним из ключевых требований покупателей жилья массового спроса. Новых жилых комплексов, расположенных в двух шагах от метро в уже обжитых районах, как правило, немного. В основном новое строительство ведется в диапазоне 1,0-1,5 км от ближайшей станции – это расстояние можно считать приемлемым. Примеров в нашем городе много. В сегментах стандарт и комфорт квартиры в проектах у метро (до 1,5 км от станции) могут быть на 10-20% дороже, чем в аналогичных по своим характеристикам объектах, расположенных дальше.
Новые проекты 2018 года в радиусе до 1 км от станции метро
Расстояние от станции метро, км | Объект | Девелопер | Район | Срок сдачи очереди |
0,5 «Елизаровская» | Эталон на Неве | Эталон ЛенСпецСМУ | Невский | I кв. 2021 |
0,5 «Московские ворота» | Галактика.Премиум | Эталон ЛенСпецСМУ | Московский | I кв. 2021 |
0,6 «Балтийская» | Болконский | RBI | Адмиралтейский | II кв. 2021 |
0,6 «Елизаровская» | Елизаровский | Группа ЦДС | Невский | III кв. 2021 |
0,6 «Пл. Александра Невского» | Grand House | Glorax Development | Центральный | II кв. 2021 |
0,6 «Старая Деревня» | ArtLine в Приморском | Setl City | Приморский | II кв. 2021 |
0,6 «Чкаловская» | Futurist | RBI | Петроградский | IV кв. 2021 |
0,7 «Фрунзенская» | ARTквартал Аквилон | Аквилон Инвест | Адмиралтейский | II кв. 2021 |
0,8 «Ломоносовская» | Стрижи в Невском | Setl City | Невский | II кв. 2021 |
0,9 «Балтийская» | Московский, 65 | Legenda | Адмиралтейский | II кв. 2022 |
0,9 «Лесная» | Новый Лесснер | Отделстрой | Выборгский | IV кв. 2021 |
0,9 «Лесная» | Облака на Лесной | Setl City | Выборгский | IV кв. 2020 |
0,9 «Пл. Восстания» | Hovard house | Ховард | Центральный | IV кв. 2021 |
1,0 «Лесная» | Притяжение | Setl City | Выборгский | IV кв. 2020 |
1,0 «Удельная» | Сосновка | Строительный трест | Выборгский | III кв. 2019 |