Сразу оговоримся: речь пойдет исключительно о микрорайоне Шушары, расположенном возле крупной развязки на пересечении КАД, Витебского проспекта и Московского шоссе. Ленсоветовский, Новая Ижора и Пулковское де-юре тоже входят в состав поселка, но де-факто единого целого друг с другом не составляют. И проблемы везде свои.

Сначала изучи повадки   

Еще 20 лет назад Шушары были маленьким совхозным поселком посреди бескрайних полей, а главной местной достопримечательностью был дом культуры «Нива», известный тем, что здесь начинали свою концертную деятельность такие легенды русского рока, как «Кино», «Алиса», «АукцЫон» и «ДДТ».

Застройщики пришли только в середине нулевых. Застрельщиком стала компания «Дальпитерстрой», сдавшая свой первый дом в 2004 году. Так в Шушарах появились первые высотки – до этого жилищный фонд состоял исключительно из пятиэтажек.

С тех пор воды утекло много и облик поселка изменился кардинально: 17-25-этажные новостройки составляют теперь 90% зданий, а строительство новых продолжается и поныне. На сегодня в Шушарах в процессе строительства пять жилых комплексов, из которых один находится на госкомиссии.

Стоимость квадратного метра начинается от 65 тыс. руб. (в домах со сроком сдачи в 2021 году). Можно без особого труда найти студии дешевле 1,5 млн руб., а двушку – за 2,5 млн. Это самые демократичные цены в черте города.

Но тем, кто решит погнаться за дешевизной, надо быть готовыми, что Шушары вряд ли можно назвать образцовым спальником. Скорее наоборот: наряду с Мурино, Парнасом и Кудрово имя поселка стало нарицательным для описания всех архитектурных и инфраструктурных проблем современных кластеров новостроек.

Павел Гинёв, главный редактор:

– Я переехал в Шушары в 2014 году. Причина, собственно, была только одна: искал готовое жилье, а денег было не очень много, так что и выбирать особо не приходилось. Не сказать, что я в восторге от микрорайона, но жить, не испытывая фатальных неудобств, здесь вполне можно – при условии, что в семье нет детей и автомобиля. Тогда проблема недостатка мест в школах и детсадах, а также пробки на въезде и выезде тебя вроде и не очень сильно волнуют. Мне вполне хватает электрички, благо ходит она на царскосельском направлении часто, а платформа рядом. Альтернатива – маршрутки до «Купчино», но садиться надо на Витебском проспекте, чтобы не попасть в пробку. В Шушарах нет проблем с магазинами и всякими мелкими точками бытового обслуживания. Но ни баров, ни спортивных центров нет. И не думаю, что они скоро появятся.

Как адвокат советую купить мотоцикл

С точки зрения формирования транспортных потоков Шушары можно назвать образцом того, как этого делать не нужно. Надземный пешеходный переход над Витебским проспектом строили лет пять, второй выезд в сторону города столько же лет только обсуждают, а воз и ныне там. Как нарастают проблемы, можно легко увидеть на примере пробки, растущей от единственного въезда в поселок – на пересечении Витебского и Пушкинской улицы. Еще год назад в семь-восемь вечера она растягивалась до северной оконечности жилмассива, а сегодня начинается прямо под КАД. И при этом затор мешает транзитникам – тем, кто едет на Пушкин, поскольку некоторые автолюбители поворачивают направо даже из крайнего левого ряда.

Та же история и с утра, когда большинство жителей едет на работу. Обычное дело, когда пробка в буквальном смысле начинается прямо в твоем собственном дворе.

Михаил Поздняков, менеджер по сбыту:

– Живу здесь уже три года, и эти пробки доставляют мне массу неудобств. Моя работа связана с постоянными разъездами, так что без личного автотранспорта я обойтись никак не могу. Год назад придумал такой метод экономить время: выезжаю в шесть утра, когда дорога еще сравнительно свободна, доезжаю до офиса и там еще часа полтора-два отсыпаюсь в машине. Понимаю, так себе способ, но ничего другого, похоже, не остается.

Вроде бы Смольному удалось договориться с компанией «Лидер Групп» о строительстве нового выезда и расширении нынешнего вдвое за счет застройщика. Но было это более двух лет назад, и пока никаких телодвижений что-то незаметно. Кроме того, есть еще Шушарская дорога (местные жители называет ее Пьяной – все время петляет), выходящая на Санкт-Петербургское шоссе на Пулковских высотах. Только она, во-первых, очень узкая, а во-вторых, ее пересекает строящаяся трасса М-11, так что, пока не построят виадук, использовать этот способ выезда не получится.

Почувствовал чудовищный протест

Еще одна местная притча во языцех – катастрофическая нехватка детских садов и школ. Первых в поселке всего четыре, вторых – две. А детей соответствующего возраста минимум втрое больше, чем данные объекты могут вместить. И количество их (детей) только растет. Например, потому, что в Шушары переселяют многочисленных городских очередников. Как правило, это большие семьи, есть и многодетные.

Анна Тищенко, домохозяйка:

– Когда мы переехали (было это около полутора лет назад), заранее знали, что устроить детей в детский сад, который прямо под окнами, у нас нет ни единого шанса. Мы и не пытались. В результате приходится возить их в Купчино, и это нам еще повезло, что у мужа есть там родственница, которая позволила зарегистрироваться у себя в квартире. А то нам светило только Колпино. В очередь на всякий случай встали, но подойдет она, по моим расчетам, когда дети будут заканчивать пятый и седьмой классы. Зато супермаркеты у нас открываются чуть ли не каждый месяц. Их возле нашего дома уже три – на любой вкус. Не знаю, плакать мне или смеяться.

Из-за нехватки мест в социальных объектах шушарцы только в текущем году уже дважды собирались на митинги. Но пока что всерьез рассчитывать хотя бы на частичное решение проблемы не приходится.

Нет здесь и поликлиники (жителей приписывают к медучреждению в Пушкине), нет парка или даже сквера, зато буквально на днях наконец-то открылось отделение полиции, здание для которого построили еще три года назад. Как говорится, ну хоть что-то…

Текст: Павел Гинёв    Фото: Алексей Александронок