В XVIII столетии на месте будущего района новостроек находились владения графа Шувалова. В них по приказу императрицы Екатерины Великой был создан насыпной холм Парнас высотой около 60 метров со смотровой площадкой. Отсюда и название территории.

В XIX столетии это место еще использовалось для отдыха, но потом его история оказалась связана с развитием промышленности, в частности торфоразработкой.

Серьезное начало

Жилищное строительство на Парнасе началось в 1970-х годах. Но тогда дома строились по южную сторону железнодорожной ветки Парголово – Ручьи.

Комплексное девелоперское освоение территории к северу от железной дороги стартовало 12 лет назад. В конце 2006 года открылась самая северная станция петербургского метро (и, кстати, самая северная вообще во всем мире) «Парнас».

А в мае 2009-го рядом началась реализация жилого комплекса «Северная долина» компании «Главстрой-СПб». Масштабы проекта серьезны: на площади 270 га будет построено порядка 2,7 млн кв. м жилья. Недавно началось строительство уже 15-й очереди проекта.

Несколько позже ряд компаний начали осваивать территории между «Северной долиной» и Шуваловским парком. Так, компания «Норманн» уже сдала первую очередь ЖК «Три апельсина», ведет строительство второй очереди, а также возводит ЖК «На Заречной» (впрочем, у данного застройщика сейчас большие проблемы).

Компания «КВС» сдает в 2018-2020 годах несколько очередей ЖК «Жили-были». СК «Прагма» планирует ввести в эксплуатацию комплекс «Прагма сити» в этом году. 

БН.ру писал о Парнасе и ранее.

Евгений Викторов, музыкант

Мы покупали квартиру в самой первой очереди «Северной долины». Я помню, что было много сомнений: огромные масштабы застройки, соседство с промзоной, непонятно, достроят ли… Но близость к метро (всего несколько сотен метров!) и городская прописка победили. Собственно, я сам езжу на автомобиле, а жена часто пользуется подземкой.

О выборе не жалею, наслышан о транспортных коллапсах в Кудрово, Мурино. У нас такого нет: выехать из микрорайона на развязку КАД, проспект Энгельса, Суздальский проспект можно относительно быстро.

Микрорайон действительно расположен достаточно удобно. Он входит в городскую черту и относится к Выборгскому району Петербурга. Пробки на дорогах в час пик возможны (особенно у выездов на Суздальский проспект и КАД), но критичной ситуацию не назовешь. А вот с парковкой, по словам жителей, проблемы бывают. Тем, кто возвращается после 21.00, ставить машину приходится далеко от дома.

Алексей Резенков, обозреватель БН

Я сам когда-то рассматривал вариант покупки квартиры в первой очереди «Северной долины» – от метро там очень близко.

Но, разумеется, не вся территория микрорайона Парнас может похвастать близостью к подземке. Так, удаленность от станции последних очередей «Северной долины» составляет полтора-два километра.

Кто-то предпочитает прогуляться пешком, другие используют маршрутки. Так или иначе, время на то, чтобы добраться до метро, нужно закладывать в общий путь до конечной точки.

Что касается жилых комплексов у Шуваловского парка, то от них до метро тоже полтора-два километра, причем сейчас маршрут пролегает фактически по бездорожью и стройкам. Со временем, безусловно, эта проблема будет решена. 

Между зеленью и промзонами

В плане экологии территория Парнас выглядит неоднозначно. Особенно это чувствуется при определенных направлениях ветра.

Людмила Виролайнен, логист

Мы живем в новом комплексе рядом с Шуваловским парком. Это соседство, конечно, радует. Есть где погулять с детьми. С другой стороны, наличие промзоны все равно чувствуется: в воздухе бывает неприятный запах. Я не уверена, что это прямо оттуда, возможно, дело в стройке, которая все еще продолжается вокруг. Поживем – увидим.

Неподалеку от нашего ЖК проходит ЛЭП – не критично, конечно, но без них жилось бы спокойнее.

Уже сейчас мы, как и жители других комплексов у парка, чувствуем недостаток социальной инфраструктуры. В «Северной долине» садики, школы и без того перегружены, а выезжать в «большой город» не очень удобно, по Заречной улице на Выборгское шоссе. Там риск пробок велик.

Добавим, что примерно в нескольких километрах от Парнаса находится много водных рекреационных зон: Большое (Нижнее) Суздальское озеро, пруд Рубаха Наполеона и др.

Проект планировки «Северной долины» предусматривает создание крупного парка вдоль Заречной улицы. В настоящий момент ведется разработка его концепции.

По замыслу застройщика, там будут зеленые зоны с центральной площадью, зоны отдыха, спортивные и детские площадки. Но парк будет создан к концу реализации проекта – а этих дат пока не называют точно.

Инфраструктура обещает подтянуться

Как и любой другой развивающийся микрорайон, Парнас испытывает определенные проблемы с социальной инфраструктурой. «Главстрой-СПб» должен построить, согласно планам, 10 школ и 13 детских садов; сейчас уже работают несколько садиков и две школы, но, конечно, этого не хватает.

Многие жители Парнаса пока пользуются инфраструктурой давно сложившихся кварталов южнее Суздальского проспекта.

Марина Шаталова, домохозяйка

Мой ребенок ходит в новую 482 школу, которая построена непосредственно в микрорайоне Парнас. Родители часто жалуются, что школа перегружена, много набирают потоков первоклашек, отчего страдают старшие классы, которым не хватает кабинетов. Чувствуется нехватка учителей.

Между тем могу сказать, что раньше мы ходили в обычную старую школу на проспекте Просвещения, и там тоже в классах было свыше 30 человек, плюс старые кабинеты, оборудование… В школе на Парнасе все новое, свеженькое.

Главная проблема – туда попасть. Желающих больше, чем возможностей учреждения. Еще одну школу, насколько я знаю, уже строят. Все трудности, думаю, временные.

Желающие могут воспользоваться услугами частных детских садов – они на Парнасе давно функционируют. Но это, во-первых, дорого, а во-вторых, по факту не всегда гарантирует то же качество услуг, как в государственных садах, которые жестче контролируются.

С торговой инфраструктурой на Парнасе, по словам местных жителей, проблем нет. В микрорайоне полно малых и средних магазинов, объектов сферы обслуживания.

Возле Парнаса находятся два крупных ТРЦ – «Мега-Парнас» и «Гранд-Каньон». На территории самого микрорайона большие комплексы появятся, но позже.

В целом серьезных нареканий у жителей Парнаса к территории нет. Район планомерно развивается. Мало кто жалуется уже и на высотность застройки – по сравнению со многими новыми проектами комплексного освоения, подчас напоминающими Шанхай, та же «Северная долина» воспринимается как единый, пусть и излишне урбанистический, архитектурный ансамбль.

Некоторые временные сложности могут быть у семей с детьми, которых пора определять в садик или школу. Но все – решаемо.

И, безусловно, привлекательны для покупателей цены на Парнасе: они примерно такие же, как в Кудрово (чуть более 80 тыс. руб. за кв. м), при том что Парнас – город, а кудровские земли – Ленобласть. Городская «прописка» – по-прежнему серьезный аргумент.

Текст: Алексей Резенков    Фото: Алексей Александронок