Риэлторы и покупатели часто оперируют названием Девяткино, подразумевая поселок Мурино – в связи с тем, что именно на его территории расположена станция метро «Девяткино».

Не стоить путать Мурино-Девяткино с деревней Новое Девяткино, которая примыкает к муринскому микрорайону на северо-востоке. В Новом Девяткино тоже ведется строительство, но масштабы, конечно, несоизмеримы с муринскими.

Алексей Резенков, обозреватель БН.ру

Проекты комплексного освоения территорий я в свое время изучал с пристрастием. В 2009-2010 годах мы как раз стали задумываться о переезде с проспекта Солидарности, искали варианты. К этому времени застройщики уже вовсю осваивали Кудрово, началась мегастройка на Парнасе (там на старте «Северной долины» мы могли купить трешку, продав однушку в Невском районе и не добавляя ни копейки, – но почему-то не решились).

Мурино я тогда неоднократно видел, проезжая мимо по КАД. Район казался слишком уж урбанистичным, его мы даже не стали рассматривать, в итоге остались жить в черте города.

Но сейчас, привыкнув уже к формату пригородов-миллионников, я понимаю, что у Девяткино есть некоторые преимущества.

Один из главных плюсов – это, безусловно, наличие станции метро. А поскольку остановка конечная, у местных жителей есть возможность занять сидячее место и вздремнуть по пути на работу.

Светлана Бережная, менеджер строительной компании

У нас нет машины, пользуемся с мужем только метро – именно поэтому и предпочли микрорайон тому же Кудрово. Хотя в часы пик метро бывает перегружено, попасть в него – не такая серьезная проблема, как выехать на автомобиле.

Пару раз попадала в ситуации, когда метро было закрыто, по-видимому из-за обнаружения посторонних предметов. Тогда пришлось заказывать такси, а это в случае с Девяткино долго и дорого.

Можно еще воспользоваться электричкой. От платформы Девяткино до Финляндского вокзала она доезжает за 20-30 минут. Поезда ходят в среднем каждые полчаса. Можно было бы, конечно, и почаще. Но в целом железнодорожный транспорт, как наземный, так и подземный, спасает.

Долгая дорога на работу

Автомобилисты, в свою очередь, жалуются, что выехать из Мурино непросто. Надо уточнить, что микрорайон фактически состоит из двух частей: западной и восточной. Между ними пролегает ветка железной дороги, которую никак не пересечь на автомобиле.

Жители Восточного Мурино имеют преимущество: по Центральной улице они могут выехать на КАД или сразу в северную часть Петербурга – на улицу Руставели, Гражданский проспект и т. д.

Тем, кто живет в западной части поселка, приходится тяжелее. На развязку с КАД отсюда не попасть. Людям остаются два варианта: выбираться в город по безымянной двухполосной дороге, идущей параллельно кольцевой, либо нырнуть в недавно построенный проезд под КАД и ехать по такой же узкой Верхней улице. В обоих случаях, толкаясь в пробках и петляя, попадаем на проспект Культуры.  

Олег Ивленский, частный предприниматель

Если ориентироваться на нынешнюю дорожную ситуацию в Мурино, то сюда лучше и не переезжать. Но мы оптимисты, понимаем, что власти Ленобласти всерьез взялись на решение инфраструктурных проблем. Так, застройщиков фактически обязали строить школы и детские сады, о которых те сами, похоже, и не задумывались.

Относительно транспортной ситуации, насколько я знаю, тоже есть решения. Через несколько лет область планирует профинансировать и построить транспортно-пересадочный узел в Девяткино, с развязками и съездом на КАД из Западного Мурино.

Я прекрасно понимаю, что эти планы могут и не реализовать. Но тогда я попросту перееду из Мурино в другой район. Благо квартира у меня в трех минутах ходьбы от метро, продать ее не проблема.

Таким образом, пока Девяткино, как и Кудрово, больше подходит автомобилистам со свободным графиком работы или тем, кто вообще трудится на «удаленке». Ездить на работу каждый день к девяти-десяти утра по муринским автодорогам – не лучший вариант.

Если пользоваться метро и электричками, тогда никаких проблем с планированием дня не будет.

Социалка подтянется

Школ и садиков жителям Мурино, конечно же, не хватает. Впрочем, такая ситуация сегодня наблюдается во всех кварталах массовой застройки.

На данный момент в западной части Мурино работают восемь детских садов. В восточной части – четыре отделения детского сада № 61. Еще несколько садиков есть в деревне Новое Девяткино.

Анастасия Злотарева, домохозяйка

Мои знакомые по-разному решают проблему поиска садика. Кто-то пользуется местными садиками (но очередь может составить два-три года), кто-то – услугами частных садов и развивающих центров – таких в Мурино уже много. Некоторые предпочитают возить детишек на Гражданку или в Бугры.

Мой ребенок должен родиться в апреле. Пока не знаю, какой вариант предпочту: скорее всего, выберу частный садик, какую-то более дешевую программу неполного дня.

Гораздо напряженнее ситуация, насколько я знаю, со школами. Сейчас в Мурино только одна школа и одна – в Новом Девяткино. При таких масштабах застройки в микрорайоне многим жителям возить школьников придется в город. 

Надеемся, что со временем ситуация нормализуется.

Александр Пак, системный администратор

Чего нам точно не хватает сейчас, так это нормальных медицинских учреждений. Мы живем в западной части Мурино, там сейчас есть только амбулатория. Какую-то минимальную помощь могут оказать, но по всем остальным вопросам ездим в город – в час пик это станет проблемой. Как, между прочим, и вызов скорой помощи, которая может ехать долго из-за пробок.

Также одна поликлиника есть в Новом Девяткино. Но мы все-таки предпочитаем городские учреждения – им больше доверия.

В этом году властями Ленобласти объявлен конкурс на выбор подрядчика, который построит новую поликлинику в Западном Мурино – мы этого, конечно, очень ждем.

«За» и «против» жизни в Мурино

Среди других минусов рассматриваемой территории жители Мурино-Девяткино называют повышенную этажность застройки, скучные ландшафты (большинство проектов реализуется на бывших совхозных полях), отсутствие зелени, благоустроенных пешеходных зон.

Экологическая обстановка территории неоднозначная. С одной стороны, северные пригороды Петербурга традиционно считаются более чистыми, нежели южные. С другой стороны, в шести километрах к северу от Нового Девяткино располагается база научно-исследовательского комплекса РНЦ «Прикладная химия», но насколько такое соседство влияет на качество жизни – вопрос спорный.

Безусловным плюсом территории Мурино-Девяткино является развитая торговля. Здесь работают небольшие магазины и супермаркеты, довольно быстро можно доехать до торгово-развлекательного комплекса «Мега», широко представлены предприятия сферы услуг.

Многие жители Мурино имеют дачи во Всеволожском, Приозерском и Выборгском районах Ленобласти – добираться отсюда до любого из них достаточно удобно.

Конечно, определяющим для покупателей зачастую является ценовой фактор. Если в Кудрово средняя стоимость квадратного метра составляет около 82 тыс. руб., то в Мурино – 68 тыс.

В завершение надо сказать, что в 2019 году Законодательное собрание Ленинградской области будет принимать окончательное решение о присвоении поселку Мурино статуса города – как ранее было сделано в отношении Кудрово.

Если это произойдет, развитие инфраструктуры на новых территориях должно пойти куда более активно.

Текст: Алексей Резенков    Фото: Алексей Александронок