– Как вы объясняете рост тарифов на коммунальные услуги? Понятно, что ВЦКП их не устанавливает, но как-то на этот процесс, наверное, все-таки влияет?

– Мы имеем эти тарифы как данность. А вообще ВЦКП – крупный и мощный агрегатор информационных потоков в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В 1980 году, еще в Советском Союзе, для этой цели предприятие и было создано. Именно для того, чтобы расчеты в системе ЖКХ происходили четко, корректно и быстро. Сейчас мы являемся современным предприятием, которое дает городу программное обеспечение для учета и обработки колоссальных массивов информации. Такие программные продукты, как «Паспортная служба» (учет зарегистрированных по месту жительства граждан) или «Монетизация льгот», писались у нас. Если говорить о последнем, то вопросами мер социальной поддержки с января этого года занимается Городской центр жилищных субсидий, но раньше они входили в нашу зону ответственности.

Я подвожу к тому, что мы обрабатываем огромные массивы информации и на этой базе правительство города получает анализ текущей ситуации в отрасли – сколько жители потребили услуг, сколько начислено в том или ином периоде и сколько поступило платежей. Имея всю эту информацию, можно вырабатывать решения, в том числе и по тарифам, на следующий период.

Но более весомый аргумент – это заявки ресурсоснабжающих организаций об их потребностях, чтобы оказывать городу и населению услуги в том же объеме.

Тарифы растут потому, что у нас инфляционная экономика. Мы понимаем, что у нас средства платежа со временем обесцениваются.

– Инфляция – единственная причина?

– В основе ставка рефинансирования Центробанка, от нее идет раскручивание маховика инфляции, потом все естественные монополии учитывают в своем тарифообразовании стоимость денег в системе и повышают тарифы, что опять же увеличивает интенсивность роста инфляции в периоде. Два основных фактора – стоимость денег и рост тарифов естественных монополий.

– Когда ставка рефинансирования снижается, не меняется ничего. А если ее сейчас поднимут (предпосылки к этому есть), тарифы вырастут?

– Смотрите, в 1995 году ставка рефинансирования была 220%. Кредит был в среднем – под 800%. Разве сейчас ничего не изменилось? Говорить о том, что обратного процесса нет, – неверно. Если стоимость денег в системе снижается, то снижается и скорость их обесценивания, и необходимость допэмиссии. ЖКХ – это сегмент экономики, есть общеэкономические правила, и вырвать из них ЖКХ невозможно.

– В нашей стране сфера ЖКХ живет по своим законам, но это – тема для отдельной большой дискуссии. Давайте перейдем к более приземленным вопросам, которые вам близки. Например, какой процент жильцов не пользуется сегодня в Петербурге индивидуальными квартирными счетчиками по воде и теплу?

– На обслуживании ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» находится порядка 70% многоквартирных домов нашего города. Квартирные приборы учета установлены в 62-64% жилищного фонда. Немного отличаются показатели по холодной и горячей воде.

– Когда ввели прогрессивную шкалу для тех, кто не ставит приборы учета в квартире, динамику заметили?

– Да, это побудило многих перейти на новую систему оплаты. Когда стали применять повышающие коэффициенты, «оприборенность» составляла около 50%, а сейчас почти 65%.

Для тех, кто пока еще не понял свою выгоду, объясню на простом примере. Прописан в квартире один человек, а живут несколько, иногда очень много. Многоквартирным домом занимается управляющая компания. И вдруг, кажется, ни с того ни с сего у нее образуется задолженность перед поставщиком коммунального ресурса. Поставщик через два месяца выходит в суд и взыскивает эту задолженность, что отрицательно сказывается на деятельности управляющей компании и, конечно, на содержании дома и жизни людей. Откуда же задолженность?

– Может, труба где-то текла или улицу они топили…

– Бывают и такие вещи, но основные причины – это должники, которые не вносят квартплату. Управляющая организация заботится о том, чтобы дом был в хорошем состоянии. В том числе для этого у нас есть программное обеспечение, которое называется ПИР – претензионная исковая работа. Наша аналитика позволяет управляющей компании получать реестр должников.


В этом цеху ежемесячно печатается около 1,5 млн квитанций


В конце месяца сверяются показатели приборов общедомового учета и то, что начислено по квартирным счетчикам и нормативам для тех, у кого счетчики не установлены. Имеем разницу – как она получилась? Возможно, как вы сказали, прорвало трубу. Но чаще всего это именно тот случай, когда в квартире живет больше людей, чем зарегистрировано. Сегодня коэффициент по нормативу 1,7, то есть меньше, чем за двоих. Это сверхнормативное потребление падает убытком на управляющую компанию. И тот же самый человек, который не признался, что у него в квартире проживают четверо, потом жалуется, мол, в подъезде не убрано, деньги, которые он заплатил, кто-то украл. А по факту к нему в дом вернулась его собственная недоплата.

– И если таких домов и управляющих компаний набирается какая-то критическая масса, то это тоже ведет к увеличению тарифов. И добросовестные плательщики рассчитываются за недобросовестных?

– Да, конечно. Ресурсоснабжающие организации приходят в комитет по тарифам и обосновывают понесенные ими издержки в том числе и этим.

И именно в интересах добросовестных плательщиков управляющие организации должны выходить с проверками в «неоприборенные» квартиры, устанавливать количество фактически проживающих и составлять соответствующие акты. Либо, если есть приборы учета, – выявлять недостоверную передачу их данных, и у нас есть такая программа. Когда появляется дом с «небалансом» (а это именно та ситуация, которую мы описали раньше), остается ресурс, который некуда отнести. Наше программное обеспечение позволяет сотрудникам управляющей компании увидеть эти проблемные дома, с которыми необходимо разобраться. Такой дом берут на особый контроль, делают доначисления по составленным актам, и ситуация выравнивается.

– Если говорить о долгах, насколько они в Петербурге велики?

– В летний период и в отопительный показатели расходятся. Разность объема начислений сказывается в том числе и на платежной дисциплине. Часто бывает, что в отопительный период люди накапливают задолженность, а потом летом ее гасят. Ведь отопление – это самая весомая статья в счете. Если брать среднегодовую собираемость, то это будет 97-98%.

– Неплохой показатель.

– Согласен. Но есть периоды, когда он проседает. Люди думают: заплачу попозже, через полгода. ЖКС № 1 Выборгского района сформировала групповой портрет неплательщика, и оказалось, что только 5% – это асоциальные жители. Остальные, по крайней мере более половины неплательщиков, трудоустроены и имеют достаточный доход, чтобы вовремя оплачивать «коммуналку». Но они не считают это приоритетом, в отличие, скажем, от людей старшего поколения. Другой менталитет. Ипотеку или кредит на машину он заплатит в первую очередь: там грозят серьезные штрафные санкции, здесь – нет.

– А у нас тарифы для населения повышаются ежегодно?

– Традиционно постановление комитета по тарифам принимается 1 января, а в части коммунальных услуг вступает в силу с 1 июля. По жилищным услугам – не каждый год, по коммунальным – каждый. В этом году с 1 июля тарифы на горячую воду и на тепловую энергию повысились на 4%, на природный газ – на 3,4%, на холодную воду и водоотведение – на 7,5%.

– В вашем ведении есть дома, где возможно самостоятельно регулировать температуру в квартире?

– Вы говорите о системе погодного регулирования, которая в зависимости от температуры наружного воздуха автоматически меняет температуру теплоносителя во всех квартирах. Таких систем было установлено в многоквартирных домах в прошлом году около 80. Жилищный комитет провел мониторинг, есть ли реальная экономия. Оказалось, что в периоды, когда идут резкие перепады температур, система себя оправдывает. ТЭЦ работает очень инертно, ей нужно два-три дня, а если температура гуляет в течение дня на 10-15 градусов, то мы получаем такую ситуацию: солнышко пригрело, открыли окна и топим улицу – вот вам и большая сумма в счете.

Замеры показали, что экономия на одну квартиру доходит до 300-400 руб. в месяц. Сегодня в рамках программы капитального ремонта город предлагает собственникам устанавливать такое оборудование. Но для этого нужно согласие большинства собственников многоквартирного дома. И – важная деталь – нужно обслуживание.

– На обслуживание эта экономия не уйдет?

– Логичный вопрос. В этом плане тоже проводились расчеты. Даже если система устанавливается не в рамках инвестпрограммы, а на средства управляющей компании, то окупаемость происходит довольно быстро.

– Напоследок такой наивный вопрос: при покупке квартиры как узнать о задолженности по коммунальным платежам предыдущего собственника?

– Лучше всего попросить у продавца квитанцию за последний месяц, там задолженность отражается. Это на сегодняшний день самый простой способ. Ведь пока вы покупатель – для управляющей компании вы юридически не существуете. Другого защитного механизма на сегодняшний день нет.


Досье БН

Александр Локтионов

Родился в 1980 году в Ленинграде. Окончил Санкт-Петербургский государственный технологический университет растительных полимеров в 2004 году. Инженер по механизации автоматизированных производств. С 2011 года работает в ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство», с 2012 года заведует отделом развития.


Текст: Игорь Воронин    Фото: Алексей Александронок