Можно ли жить на намыве или с покупкой жилья здесь лучше повременить? Попробуем заглянуть в будущее этой локации.
На намывных территориях Васильевского острова жизнь только начинается. Народу здесь пока живет немного, но инфраструктурой местные новостройки потихоньку обрастают. Морской витриной города намыв станет не раньше, чем лет через пять, и тогда стоимость этого жилья возрастет.
Бесконечная история
Аборигены, особенно из западной части Васильевского острова, не слишком жалуют «намывчан». Их можно понять: вырастающие вдоль Морской набережной жилые корпуса буквально за несколько лет загородили привычные панорамные виды на Финский залив. На глазах увеличились автомобильные и пешеходные потоки, не говоря о шуме и прочих неудобствах громадной стройки.
Но каждый истинный островитянин знает, что вся «современная» часть Васильевского острова – это тоже отвоеванные у залива земли. Еще в 60-е годы «лицом к морю» пролегала Наличная улица, а дальше тянулось поросшее камышом мелководье с заболоченными свалками. Остров рос в размерах на протяжении десятилетий. Плоды бурного жилищного строительства разных лет – от кирпичных хрущевок на Наличной улице до экспериментальных высоток «на курьих ногах» возле «Приморской» и полукилометровой «китайской стены» вдоль Морской набережной.
К морю рвались застройщики и в нашем столетии. В начале нулевых крупный девелопер построил жилой комплекс с амбициозным названием «Морской фасад», который позиционировался как дом с панорамными видами на морскую гладь. Но, как это было (и, возможно, еще будет) не раз, Финский залив отодвинулся дальше. Новое парадное лицо морской столицы лет через пять будет выглядеть по-новому, как именно – покажет время.
Всё уже Маркизова лужа
Строительство на намывных территориях давно стало неотъемлемым вектором градостроительного развития Северной столицы. Достаточно вспомнить проложенные еще в 70-80 годах на месте залива и болот Приморский и Лахтинский проспекты, южную часть улицы Савушкина или образованные в советский период обширные пространства на юго-западе, которые активно начали осваивать лишь в наше время. К примеру, намывные площади в конце Ленинского проспекта еще несколько лет назад представляли собой громадную стройплощадку, а теперь там высятся вполне добротные микрорайоны с широкими проездами между домами и просторными дворами. В нынешнем столетии сразу 200 га намывных территорий появилось около Лахта-центра. В ударные сроки к мундиалю «нарастили» западную часть Крестовского острова под новую станцию метро. Планы грядущих намывов также поражают своим размахом: есть проект создания примерно 400 га новых территорий под Сестрорецком, а программа развития Кронштадта предполагает увеличение островной площади сразу на 200 га.
Корабли постоят
Запущенный в середине нулевых проект «Морской фасад» предполагал создание в западной части Васильевского острова около 470 га искусственной суши – на ней должны были разместиться пассажирские терминалы Морского порта в окружении новых жилых микрорайонов. Сам намыв, по тем планам, должны завершить в середине 2019 года. Но на сегодня намыто лишь менее половины.
Так, в северной части намыва, справа от Морского вокзала, работы вовсе не ведутся – к вящей радости окрестных жителей, которые после завершения строительства ЗСД возобновили отдых на диких пляжах. Как и в былые времена, василеостровцы в выходные дружными рядами перебираются по пешеходному мосту через новую магистраль и идут загорать, жарить шашлыки, а смелые даже купаться.
Новый Морской порт уже давно принимает круизные лайнеры. А вот с жильем на намыве приключилась заминка. Первая новостройка стала проблемным объектом – возведенная еще пять лет назад, она была сдана в эксплуатацию лишь весной этого года. Отметим, что не по вине застройщика: город не выполнил обязательств по обеспечению намыва инженерной инфраструктурой. Всем последующим девелоперам, сюда заходившим, пришлось учитывать этот фактор и решать проблему за свой счет.
Стройка пошла
Перспективы освоения новых земель, по сути, обрисовались лишь в последний год. Права на земли, как будущие, так и намытые, большей частью распроданы, круг основных игроков на намыве определен. Первопроходец – компания «Лидер Групп» – после сдачи ЖК «Капитан Немо» вывела в продажу и приступила к строительству еще трех жилых комплексов: «Нахимов», «Колумб» и «Магеллан».
По соседству компания Seven Suns Development почти достроила свой «Светлый мир “Я-Романтик…”» и запустила новый проект – «Светлый мир “Тихая гавань…”».
Слева от пассажирского терминала уже растут первые дома ЖК Golden City, крупнейшего проекта от компании Glorax Development.
Но больше всех – порядка полумиллиона квадратных метров – планирует выстроить «Группа ЛСР». Правда, она начнет стройку и продажу квартир лишь в середине следующего года: сейчас застройщик самостоятельно намывает земли под свой проект.
Сигналом для девелоперов полтора года назад стал ввод в строй центрального отрезка ЗСД с первой развязкой, который наконец разрешил острые транспортные проблемы Васильевского острова. А открытие дорожных объектов к мундиалю прямо на глазах улучшило ситуацию. В частности, с Уральской улицы через мост Бетанкура теперь можно домчать до Петроградки. А безлошадным островитянам до сих пор непривычно, что станция метро «Приморская» перестала быть конечной – теперь подземкой можно ехать не только в сторону центра, но и на север города.
Вслед за застройщиками оживились и «коммерческие» собственники намытых площадей. Владельцы сети «О’Кей» уже ищут подрядчика для проектирования и строительства торгового комплекса, а ГК Renaissance через несколько лет обещает открыть на намыве крупный ТРК площадью до 80 тыс. кв. м.
Не остался в стороне и город: уже объявлен конкурс на проектирование первого этапа строительства улично-дорожной сети в южной части – это семь улиц на две – четыре полосы общей протяженностью около 6 км.
Тем не менее объектов социальной, коммерческой и дорожной инфраструктуры на намыве пока что практически нет.
Сейчас на намыве только готовится к сдаче первый детский садик на 140 мест. А всего, согласно проекту планировки, должно появиться 18 детских садов (2,5 тыс. мест), девять школ (7,4 тыс. учеников), две поликлиники и др. При этом чиновники настаивают на корректировке ППТ: число социальных объектов надо увеличить с учетом новых нормативов градостроительного проектирования.
Морская романтика
Жизнь на намыве сегодня кипит лишь в одном квартале – ЖК «Светлый мир “Я-Романтик…”», куда первые новоселы въехали года полтора назад. По этому проекту можно пока судить, каково это – жить под крики чаек и шум намывающих песок машин.
От «старого» намыва новый квартал отделяет ЗСД, который проходит в углублении между Морской набережной и территорией комплекса. Сама трасса, впрочем, не видна – ее выдают только гул машин да конструкции в виде футуристических «усов». Добираются до своих домов жители либо по автомобильному «перешейку» напротив гостиницы «Прибалтийская», либо по пешеходному мосту со стороны Морской набережной.
Ощущение намыва как одной большой стройки (или, скорее, как громадного пляжа) полностью исчезает, когда оказываешься внутри квартала. Здесь главенствует морская тематика. Если у соседнего застройщика все комплексы носят имена реальных или литературных мореходов, то в «Я-Романтике» каждый корпус – это корабль со своим названием и подъездами-отсеками, а лоджии затейливо украшены элементами в виде разноцветных парусов.
Ничего из заявленного застройщиком в рамках проекта (торговый центр, спа, культурные пространства, обсерватория и многое другое) пока нет в помине. Оценить можно только благоустройство дворовых территорий, которое отличается продуманным дизайном: детские и спортивные площадки с каучуковым покрытием, зоны отдыха с гамаками, много стильных деревянных скамеек, декоративные бассейны с подсветкой, уже проведено озеленение.
Наверное, одна из главных проблем на сегодня – автомобильная. Сейчас территория возле комплекса и внутри него – на участке под будущую школу – представляет хаотическую автостоянку. Машины по утрам и вечерам идут по узкому перешейку сплошным потоком, с трудом разъезжаясь на узкой дороге. До подземных паркингов (которые наполовину пусты – автоместо стоит 800 тыс. руб.) по внешним квартальным подъездам пока не доехать – они только обустраиваются. Возможно, в дальнейшем ситуацию улучшат две многоярусные парковки и дополнительные, уже цивилизованные, автостоянки.
Судя по форумам, у некоторых новоселов были проблемы с заселением, есть нарекания на качество выполненной отделки и пр. Впрочем, для опрошенных БН жителей это уже пройденный этап. Сейчас всех больше волнуют вопросы благоустройства, дорог, обслуживания. Отметим, что и про минусы многие говорили не слишком охотно – становятся патриотами «намывного» места жительства.
Мнения жителей
Уникальное место
По мнению всех экспертов, с приходом на намыв крупных застройщиков планы его освоения приняли более определенный характер. Так, ЛСР уже объявила о намерении провести международный архитектурный конкурс на создание променада для всех жителей намыва вдоль береговой линии – общедоступного парка длиной два километра с шириной зеленой зоны 40–100 метров.
Тем не менее сроки окончания всех крупных проектов отнесены на 2024-2028 годы. Есть и неожиданные инициативы – например, разместить на намыве университетский кампус, Полярный музей или самое высокое в России колесо обозрения.
Вопрос, который волнует многих, – строительство детсадов, школ и дорог. Это пока что предмет торга: власти, как всегда, станут перекладывать свои обязательства на плечи застройщиков, а те попытаются «лишних» затрат избежать.
Одно из главных преимуществ здешних новостроек – это цены. Впрочем, эконом-класса здесь, судя по всему, больше не будет: «старые» застройщики начали поднимать ценники, а новые игроки выводят комплексы в классе улучшенного комфорта. Тем не менее локация – свежая, большинство проектов – на котловане, цены уступают и вторичному рынку, и редким островным новостройкам, и проектам других частей города. Лишь в будущем, по мере того как станет «раскручиваться» намывная локация, жилье здесь станет совсем не дешевым. Все-таки центр Петербурга.
Средние цены на новостройки
Локация | Студии и 1ккв | 2ккв | 3ккв | |||
---|---|---|---|---|---|---|
тыс. руб. | руб./кв. м | тыс. руб. | руб./кв. м | тыс. руб. | руб./кв. м | |
Василеостровский | 5 541 | 126 051 | 10 033 | 124 535 | 12 222 | 121 936 |
Намывные территории | 3 594 | 100 534 | 6 124 | 95 118 | 8 114 | 89 677 |
Средние цены на новую вторичку
Локация | Студии и 1ккв | 2ккв | 3ккв | |||
---|---|---|---|---|---|---|
тыс. руб. | руб./кв. м | тыс. руб. | руб./кв. м | тыс. руб. | руб./кв. м | |
Василеостровский | 6 395 | 146 067 | 10 973 | 145 374 | 15 152 | 137 409 |
Намывные территории | 5 185 | 129 800 | 12 895 | 143 907 | 19 549 | 147 450 |
Намыв представляется уникальным местом: с верхних этажей многих новостроек откроются перспективы не только на Финский залив, но и на Васильевский остров, исторический центр, а новоселы будут иметь выход к воде и на «собственную» набережную.
Мнения жителей
Вартан Погосян, директор департамента маркетинга и рекламы Glorax Development:
Намывные территории Васильевского острова, где мы реализуем Golden City, – новоприобретенная часть земли с уникальными потребительскими характеристиками. В ближайшем будущем это будет одна из самых престижных локаций города. Наш проект должен стать якорным объектом, он определит облик этого района. С появлением новостроек и жителей здесь будет развиваться и инфраструктура. В планах города достаточно большое развитие, регулярно анонсируются новые проекты. В будущем появится метро, уже есть морской порт. Безусловно, потребуется время, но застройщики вместе с городом готовы развивать эти территории. У меня нет сомнений, что появившаяся там инфраструктура будет достаточной для комфортного проживания. Такие большие и свободные территории – это как раз то место, где можно с нуля построить городскую среду по стандартам современного мегаполиса.