Перечислять, что в работе журналиста классно (а что – не очень), пришлось бы долго. Но одно из наиболее явных преимуществ – мне кажется, возможность своими глазами увидеть, как работают те или иные процессы, получить пояснения из первых рук. Самыми запоминающимися эпизодами моей десятилетней журналистской практики были посещения производственных предприятий – от гидроэлектростанций и сборки автомобилей, вселявшей ощущение, что восстание машин начнется именно с автозаводов, до сельскохозяйственных компаний – где еще городскому жителю удастся вживую увидеть, как роботы доят корову!

Недвижимость – это то, без чего большинству людей не обойтись на протяжении всей жизни. Конечно, перед покупкой жилья многие интересуются, по какой технологии строился дом, что за материалы использовались. Не хочется ведь в зимнее время замерзать в собственной квартире.

Типов и серий домов много, на редколлегии мы решили остановиться на распространенных сегодня панельных домах. Большую популярность панель получила за счет более низкой, нежели у монолита или кирпича, себестоимости, да и скорость строительства по панельной технологии выше. Стоимость объекта напрямую зависит от материалоемкости, а также от сроков строительства: строить очень быстро и очень медленно – одинаково дорого.

Для того чтобы узнать, как строятся такие дома, мы обратились в «Группу ЛСР» – одну из строительных компаний, плотно использующих бесшовную панельную технологию домостроения, и в середине июля встретились с начальником производственно-технического отдела Алексеем Перепелкиным.
Мы решили, что наиболее наглядным будет жилой комплекс «Новая Охта», расположенный на востоке города. Сейчас в нем представлены разные стадии реализации, что позволит своими глазами увидеть технологические этапы воплощения – от строящихся первых этажей до уже заселенных домов.

Чтобы узнать, как строятся современные панельные дома, мы обратились в «Группу ЛСР» и встретились с начальником производственно-технического отдела застройщика Алексеем Перепелкиным

Весь мир стремится к технологичности строительства, пытается сделать так, чтобы как можно меньше приходилось производить руками, и с точки зрения этого стремления выпуск деталей на заводе с последующей сборкой на стройплощадке в общем-то является идеалом. Сейчас производственная часть «Группы ЛСР» включает в себя около 30 предприятий и охватывает изделия из железобетона, сваи для фундамента, бетонные смеси, растворы, кирпич, газобетон, песок и щебень.

К примеру, 24-этажный точечный дом требует около 3 тыс. железобетонных изделий разных конфигураций. Сама по себе скорость строительства во многом зависит от отлаженности логистических процессов. В среднем возведение точечного многоэтажного дома по панельной технологии занимает около двух лет.

Этапы строительства 25-этажного точечного дома «Группы ЛСР

 

Нулевой цикл: забиваются сваи, ЛСР делает монолитным подвал и первый этаж, что необходимо для жесткости здания

 

 

 

После этого начинается монтаж панелей, которые представляют собой скелет здания, они монтируются до кровли

 

 

 

В дело вступают субподрядчики, устоявшийся пул которых, учитывая объемы строительства, насчитывает несколько десятков компаний. Кровельщики принимаются делать кровлю, одновременно начинается вставка окон

 

 

 

За оконщиками сразу идут фасадчики, которые снаружи набивают минеральную вату, затем ее штукатурят, шпаклюют, красят. При этом стараются подгадать под более-менее теплый период

 

 

Внутри специализированные организации монтируют системы отопления, вентиляции, водоснабжения и т. д., потом происходит отделка квартир

 

 

Что касается непосредственно технологии производства, то конкретно на заводах «Группы ЛСР» внедрена автоматизированная система проектирования. Если объяснять на пальцах, то в станки вставляются флеш-карты с чертежами, и оборудование фактически без участия монтажника укладывает в специальную форму смеси, уплотняет, шлифует и выпускает панель. Система позволяет быстро вносить изменения – архитектору достаточно перерисовать чертежи, выпустить их в электронном виде, и поточная линия практически сразу же перестраивается.

Сам принцип конвейерного производства остался тем же, но теперь используются роботы, а раньше, вспоминает Алексей, на строительных комбинатах смеси закидывались лопатами и затем выравнивались вручную. Ну и многое зависит от культуры производства: прежде на какие-то недоделки строители могли просто махнуть рукой.

В России культура производства и в целом выполнения каких бы то ни было работ еще далека от культуры финских застройщиков, панельные дома которых ставят в пример российским строительным компаниям – последних постоянно обвиняют в том, что их панельки проигрывают зарубежным аналогам.

«Вы видели в Финляндии 25-этажные панельные дома? В Петербурге, конечно, тоже строят малоэтажные панельки, но проектирование и технологические операции при строительстве высотных панельных домов от малоэтажных значительно отличаются. Ну и, конечно, это связано с культурой производства, в том числе и с бережным обращением со строительными материалами, которой у нас не было и которая за один год не создается. Но ситуация улучшается. Я пришел на работу в домостроительный комбинат № 4 в 1984 году, проработал там десять лет, в “Группе ЛСР” 19 лет работаю и могу сказать, что изменения в положительную сторону есть», – поясняет Алексей, пока мы прогуливаемся среди панелек, выкрашенных в салатовый цвет.

Кроме того, меняется сознание покупателей. «Требования клиентов к качеству жилья растут все больше и больше. Это вынуждает застройщиков отрабатывать технологии, подбирать подрядчиков, обучать их, разрабатывать стандарты отделки. Когда строишь по 500 тыс. кв. м в год, продумывать каждый дом индивидуально невозможно, поэтому должны быть разработаны стандарты», – добавляет он.

Если не брать во внимание финский опыт, меня, как и многих потенциальных покупателей, отпугивает непрезентабельный внешний вид советских панельных домов с голыми швами и облупившейся серой облицовкой, и трудно отделаться от мысли, что с моей новоприобретенной современной панелькой может случиться то же самое.

«А вы знаете, что панели старого образца раскрасить практически невозможно? Панели предыдущего поколения, в общем-то, и сейчас производятся, так как не бывает технологий только хороших и только плохих, каждая обладает собственными преимуществами и недостатками. Но те панели чаще всего имели фактурный слой, сделанный на заводе в виде плитки, или фактурный бетон, и он очень трудно поддается реставрации. К тому же в Советском Союзе не было развито ощущение ответственности за коллективное имущество, поэтому собрать с жильцов деньги на покраску дома было практически невозможно. Сейчас с обязательными отчислениями в фонд капитального ремонта мы делаем шаги в сторону заботы о коллективном имуществе. Как машину надо обслуживать по время эксплуатации, так и дом. Собственно, во многом поэтому советские панельные дома сейчас выглядят так, как выглядят. С тем периодом панельки сравнивать сложно. Вот если посмотрите на наш дом, – Алексей вытягивает палец в сторону заселенной многоэтажки, – вы не сможете определить, панельный он или, допустим, монолитный, так как швов нет, он оштукатурен и окрашен».

В шовной технологии как раз швы – это самое слабое место. «Я сейчас живу в доме, построенном по шовной технологии, и швы приходится переделывать каждые пять-шесть лет. Солнце, ветер, вода приводят их в негодность, следовательно, швы начинают протекать. В бесшовной технологии используется железобетонная панель, на которую надевается утеплитель. Мы можем свободно менять толщину утеплителя, что невозможно в шовных панелях. Кроме того, есть физические моменты, кивните, если по ходу беседы вам будет понятно», – с некоторым сомнением смотрит на меня Алексей.

В физике есть понятие «точка росы»: когда снаружи минусовая температура, внутри плюсовая, то ноль где-то посередине, и в районе нуля выпадает конденсат. Чем дальше от внутренней поверхности находится утеплитель, тем дальше точка росы от помещения. В трехслойной панели по шовной технологии утеплитель внутри, следовательно, в любом случае он хуже работает, чем тот, который снаружи. Если максимально отодвинуть точку росы к внешней поверхности, это позволит сделать дом более теплым и менее влажным. Кроме того, чем ближе утеплитель к внешней стене, тем выше должна быть паропроницаемость – необходимо, чтобы влага, которая образуется в утеплителе, могла свободно испаряться. Если утеплитель залит слоем бетона в трехслойной панели, понятно, что этот слой должного испарения не обеспечит.

Бытует мнение, что панельные дома могут быть только в низком ценовом сегменте. В ответ на это Алексей огорошивает тем, что с точки зрения санитарно-эпидемиологических требований особой разницы между дорогим и дешевым жильем нет. «Инсоляция, качество водоснабжения, отопления, вентиляции – оно все сделано по нормативам. Общество развивается в направлении большего комфорта», – констатирует он, добавляя, что у компании есть панельные объекты с дополнительными дорогостоящими опциями, которые относятся к бизнес-классу, например, жилой комплекс «Европа Сити» на проспекте Медиков. Фасад сделан вентилируемым, в качестве облицовочного материала использовалась керамическая пустотная плитка. «Тот факт, что комплекс построен по панельной технологии, никак не снижает качество жизни. Любое здание надо рассматривать с точки зрения комфортности проживания. Но вот элитный дом из панелей построить сложно, так как у панельного домостроения есть ограничения по объемно-планировочным решениям: комнату в 50 кв. м не сделать. Если в монолитном железобетоне можно отверстия где хочешь просверлить, то с панелью вести себя вольно не получится», – заключил Алексей.

Нельзя утверждать, что нынешняя панель – это предел и ничего лучше не будет придумано. Развитие строительных технологий идет параллельно с другими областями, с химией, с переработкой материалов. Появляется что-то новое, оно попадает в строительство. «Дом – это же конгломерат всех вещей, которые существуют на рынке. Я еще застал времена, когда пожилые проектировщики говорили: “Пластиковые трубы для отопления? Такого не может быть!” Все еще будет развиваться», – на прощание уверяет Алексей.


эксперт BN
Юлия Чаюн

 

Текст: Юлия Чаюн    Фото: Алексей Александронок