Ритм жизни
Бордо – это южный французский город. Работа и бизнес здесь – не цель и не стиль жизни, а просто неотвратимая обязательная часть. Время активного труда у большинства людей заметно меньше, чем привыкли жители России. Как и везде во Франции, строго соблюдается 35-часовой недельный график. Больше семи часов в день работают только собственники бизнеса.
В сфере услуг это особенно заметно: в 19 часов все сервисные заведения, за исключением ресторанов и баров, закрываются. А теперь предположим, что, как многие французы, вы работаете до семи вечера и, например, хотите не то что купить одежду или постричься, а просто сходить в бассейн после работы. Придется подождать выходного.
С продовольствием дела обстоят лучше, но купить что-то съедобное, будь то сыр или багет, после десяти вечера даже в будний день практически невозможно. В воскресенье это можно сделать строго до обеда (а обед здесь начинается рано, с 12 часов). Ну а если вам не хватило краски во время ремонта в воскресенье – тут уже никто не поможет, придется отложить решение вопроса до понедельника, а то и до вторника (часть крупных магазинов и даже отделения банков, как и мелкие лавки, по понедельникам не работают).
Такие ограничения первое время доставляют неудобства, но со временем действительно начинаешь больше отдыхать, как и все остальные. Набережная практически всегда переполнена гуляющими, гудят веранды ресторанов, звенят бокалы в барах, гремят скейт-парки, билеты на хорошие постановки и концерты не купить за месяц.
Здорово, что во Франции работают только по семь часов в день и умеют отдыхать. Можно позавидовать. Правда, к такому образу жизни мне сейчас, наверное, трудно было бы приспособиться. Как это – после работы не сделать маникюр, не сходить в магазин или не поплавать в бассейне! Много в Петербурге и круглосуточных гипермаркетов, и, как бы поздно я ни заканчивала работу, всегда знаю, что смогу купить что-нибудь на ужин. А как-то перед поездкой на дачу пришлось затовариваться стройматериалами в полдвенадцатого ночи.
Ходить вечерами по ресторанчикам, как это принято во Франции, я бы тоже не отказалась, но, к сожалению, у нас для большинства граждан это слишком дорогое удовольствие.
Нужна ли в Бордо шуба
Бордо, как уже было сказано, – город южный. С мая по ноябрь стабильно выше 20 градусов, часто даже выше 30. Но в отличие, скажем, от Ниццы Бордо не курорт. Здесь нет морского бриза и атмосфера скорее деловая.
Здания в основном стоят довольно близко друг к другу, создавая тень. Благодаря этой особенности строительства даже в тридцатиградусную жару внутри помещений не жарко.
С другой стороны, все эти исторические дома, как правило, не предполагали центрального отопления и теплоизоляции – зимой довольно сложно прогреть каменный дом, да еще и настенным электронагревателем (именно их чаще всего устанавливают в квартирах). Добавьте к этому европейские цены на электроэнергию. В итоге отопление средней 70-метровой квартиры зимой, когда температура опускается до 5-10 градусов, может легко обойтись в пару сотен евро в месяц. Средняя зарплата во Франции – примерно 2,5 тыс. евро в месяц.
Сильно сэкономить не получится: ощущение пещеры через несколько часов без отопления в историческом доме гарантировано. Поэтому зимой большинство французов дома одеваются тепло: носки, обувь, свитер. Тем, кто привык ходить дома в футболке, шортах и босиком, придется изменить привычки. Или тратить на обогрев несколько тысяч евро в год. Хорошо, что живем не в замке.
Для нас такой климат – просто мечта и сказка. Ведь в Петербурге нечасто бывает по-настоящему тепло и солнечно. Большую часть времени – мокро и холодно. Поэтому у нас все заточено на обогрев и сохранение тепла в помещениях. В квартирах центральное отопление. Зато зимой без проблем можно ходить по дому в футболке и шортах, причем дополнительные обогревательные приборы используются довольно редко, только в слишком суровые зимы. Платим мы за отопление трешки чуть более 4 тыс. руб. в месяц – это примерно треть всего счета на оплату коммунальных услуг. А средняя заработная плата в Петербурге составляет около 50 тыс. руб. в месяц.
Поедем кататься!
Король улиц, набережных, площадей и основной общественный транспорт в Бордо – трамвай. Автобусы ездят главным образом в пригороды, а по городу люди перемещаются преимущественно электротранспортом и еще немного на велосипедах.
Значительная часть улиц в городе закрыта для авто, в другой части перемещаться могут только автомобили резидентов, в третьей – просто негде остановиться. Поэтому вызов такси в центре города требует особого навыка и часто не имеет смысла. Водитель может остановиться в полукилометре от вас, и найти его среди сотен извилистых улочек даже по навигатору бывает непросто.
По нашему городу можно передвигаться на любом виде транспорта: метро, трамвае, троллейбусе, автобусе, маршрутках, такси, можно взять в аренду автомобиль, есть даже водный транспорт – аквабус. Недавно у нас гостили жители небольшого европейского городка, у которых совсем другие представления о расстояниях, четыре остановки на общественном транспорте – это уже далеко. И вот в один прекрасный день они узнали, что значит в питерском понимании «ехать через весь город» – для них это стало настоящим культурным шоком. Вначале 20 минут на трамвае, потом 40 минут на метро, потом 30 минут на автобусе… «Мы что, все еще в Петербурге? – спросили они. – У нас за такое время можно уже в другую страну уехать…» Да, кому-то наш город кажется просто огромным, но мы уже привыкли к таким масштабам и для нас здесь все под рукой.
Давайте поучимся у французов отдыхать. Погуляем по улочкам нашего прекрасного города, ведь сейчас самое время! Полюбуемся великолепными соборами, дворцами и просто красивыми зданиями, коих в Петербурге не счесть. Вспомним, что здесь когда-то жили, ходили, творили великие люди своей эпохи. Насладимся красотою рек и каналов, покатаемся на кораблике. Восхитимся закатом над морем. А в отпуске обязательно посетим теплые страны и включим в свой маршрут прекрасный французский город Бордо.
о Бордо рассказывала
Анастасия Гордеева