Участники форума обсудили перспективы развития девелопмента жилья в условиях глобальных изменений в законодательной сфере и общие тенденции в индустрии. Партнерами мероприятия выступили компании «Авито Недвижимость», ГК «КВС», Группа RBI, «Бонава Санкт-Петербург», Punto Design и Mr Wulf. Организаторы форума – Федеральная премия Urban Awards и портал Urbanus.ru.
Первая сессия Urban Space 2018, в качестве модератора которой выступил Вячеслав Семененко, генеральный директор «MASTER Девелопмент», была посвящена стратегическим вопросам работы рынка новостроек. Так, участники встречи обсудили слова президента России Владимира Путина о том, что ежегодные объемы жилищного строительства в стране должны быть увеличены с 70-80 млн до 120 млн кв. м.
Мнения гостей мероприятия по этому поводу разделились. Ряд экспертов заявили о том, что достичь такого объема строительства будет сложно, а поддерживать – еще сложнее.
Генеральный директор компании «Бонава Санкт-Петербург» Мария Черная считает, что, говоря о цифрах, необходимо опираться на четкий анализ ситуации на рынке. «Рынок должен регулироваться реальными потребностями и возможностью качественного строительства. Нельзя нарушать баланс между прибылью и созданием качественной жилой среды. Приоритетным должно быть качество строительства и внимание к деталям, а не темпы и объемы. Именно тогда рынок будет развиваться органично», – уверена специалист.
По словам Яны Голубевой, директора петербургского офиса бюро MLA+, все последние годы девелоперский бизнес развивался с инерцией в сторону наращивания объемов, жертвуя при этом качеством. «Планы по ежегодному сооружению 120 млн кв. м нового жилья лишь подтверждают этот тезис. Стремление построить больше – не приведет к позитивным результатам. В преддверии свертывания долевого строительства игроки рынка запаслись проектами на пять лет вперед. Это и есть инерция. За время реализации этих проектов вполне возможно и даже необходимо пересмотреть общий подход к строительству и вывести его на парадигму качества», – подчеркнула Голубева.
Владимир Григорьев, председатель комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, призвал присутствующих в зале представителей рынка соблюдать единый выверенный подход к проектированию жилья, а также транслировать этот вектор поведения на их проектировщиков и партнеров.
«В доме не может быть пять разных типов шагов строительных конструкций, 20 разных типов окон. Также в здании не должно быть лишних площадей. КГА совершенно не против, если крупные жилые массивы будут методологически застраиваться как в советское время. Под этим я понимаю рациональность, простоту, тщательную выверенность, но, безусловно, с соблюдением всех правил создания комфортной среды. То есть необходимы зеленые насаждения, спортплощадки и т. д. Чем быстрее все это будет появляться в проектах планировки, тем быстрее они будут утверждаться. А это значит, мы приблизимся к задаче выполнения президентского плана», – заявил Григорьев.
О том, что крупные игроки рынка недвижимости заранее подготовились к непредсказуемым последствиям отмены долевого строительства, заявил и Дмитрий Ходкевич, управляющий бизнес-единицы «ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад».
«Понимая, что полностью просчитать воздействие новых законодательных норм пока нельзя, многие девелоперы запаслись разрешением на строительство и земельным банком на время переходного периода. Пока что мы будем строить уже согласованные проекты, внимательно следя за тем, как рынок реагирует на новые правила игры. Ведь корректировка законов возможна уже в следующей парламентской сессии. Однако в целом бизнес работает стабильно. То же можно сказать и о 120 млн кв. м в год. Сегодня индустрия сама вполне качественно регулирует необходимый и возможный объем новых проектов», – анализирует Ходкевич.
Многие участники мероприятия высказались в пользу того, что изменения в строительной сфере не должны вызывать панику среди девелоперов. По мнению экспертов, успешно развиваться компаниям помогут трезвый расчет и стратегическое мышление, а не популизм.
Так, Денис Заседателев, директор операционного бизнеса ГК «Ленстройтрест», заявил, что его компания намерена сохранить темпы строительства и в будущем начать реализацию еще одного нового проекта.
Генеральный директор компании «КВС» Сергей Ярошенко также указал на то, что его компания оставит без изменения темпы строительства на уровне в 120-150 тыс. кв. м в год.
Об актуальной ситуации на рынке жилья Санкт-Петербурга поведал заместитель директора СПб ГБУ «Управление строительными проектами» Юрий Кабушка. По его словам, сейчас в Северной столице насчитывается 39 проблемных жилых комплексов, по которым заключены договоры долевого участия.
«До конца этого года будет сдано 9 из этих объектов, а в 2019 году еще 30. Уже к концу следующего года мы планируем полностью разобраться с ситуацией с проблемными ЖК», – заявил чиновник.
Также Кабушка отметил, что переход на проектное финансирование неизбежно приведет к увеличению стоимости жилья в новостройках на 20-25%, но с ростом цен можно успешно бороться. «Удерживать приемлемые цены на квадратные метры можно путем снижения себестоимости девелопмента. Это во многом зависит и от властей. Уменьшать себестоимость можно демократизацией условий подключения к сетям, упрощением доступа к инфраструктуре, уменьшением нагрузки по обязательствам возведения социальной инфраструктуры. Помочь реализовать эти пункты призван механизм государственно-частного партнерства», – уточнил Кабушка.
Сергей Макаров, глава санкт-петербургского комитета охране памятников истории и культуры, уверен в том, что центр Северной столицы совершенно не подходит для попыток реализации массового строительства.
«Старый Петербург все еще живет по принципам развития, которые были заложены Петром Первым. При этом центр требует серьезных инвестиций. Этот город уже совсем не молодой. Но даже с инвестициями и не в массовом формате строить здесь крайне тяжело. У Министерства культуры есть понимание того, что те запреты, которые были введены в закон № 73, требуют смягчения. Мы предложили им такую инициативу, и сейчас она ожидает рассмотрения», – заверил Макаров.
Эдуард Тиктинский, президент Группы RBI, считает, что в Петербурге достаточно хорошо проработано законодательство в сфере охраны памятников, но пока что нет цельного представления того, что сегодня происходит в центре города и как организовать комплексную работу в сфере сохранения архитектурного наследия.
«Исторический центр требует подробного исследования технического состояния, а затем и реконструкции. Это большая работа для большого количества специалистов. Но есть в городе небольшая группа людей, которая монополизировала мнение всего общества о том, что можно и нельзя делать в городе. Ты можешь соблюсти все правила, законы, предоставить все документы, а затем один-единственный активист поднимет шум и скажет, что лучше знает, как надо строить. Такие люди нам часто вменяют, что мы гонимся за наживой, но строить в центре очень дорого. Это очень дорогие изыскания, нулевой цикл и последующие инженерные работы. Такие проекты, как наш “Левашовский завод”, обладают низкой финансовой маржой, но гигантским культурным значением. Городу нужен качественный профессиональный диалог между сторонами», – рассуждает Тиктинский.
Участники форума также затронули тему улучшения доступности ипотечного кредитования, отметив, что этот механизм покупки жилья играет ключевую роль в условиях современного рынка.
В рамках своего выступления руководитель ипотечного направления банка «Санкт-Петербург» Екатерина Синельникова указала на то, что сегодня банки вполне готовы снижать ставки и дальше: «На данный момент процент по ставке в нашем банке составляет уже 9%. Но его можно сделать и ниже. В этом вопросе все зависит от позиции и действий властей. Если компетентные органы уменьшат ключевую ставку в 2018 году, то и мы последуем за ними. Однако в этом году мы пока не ожидаем дальнейшего снижения ключевой ставки».
По словам территориального менеджера по работе с партнерами по ипотеке Северо-Западного филиала банка «Открытие» Татьяны Хоботовой, сегодня покупательский спрос на жилье почти полностью поддерживается только ипотечным кредитованием. «Доля таких покупок у девелоперов достигает 70-80%. Это свидетельствует о важности данного инструмента. Поэтому его доступность – ключевой фактор роста рынка», – подчеркнула эксперт.
В рамках второй сессии мероприятия, которую модерировала главный редактор портала Urbanus.ru Анастасия Кременчук, участники форума рассказали о наиболее интересных и актуальных практиках проектирования, строительства и маркетинга жилых объектов. Также эксперты поделись передовыми методами ведения аналитики.
Так, представители «Авито Недвижимость» – менеджер по маркетингу Ирина Переметько и руководитель отдела медиапродаж и дата-продуктов Александр Максимов – представили собственное масштабное исследование рынка недвижимости городов-миллионников. Как отмечается в презентации компании, больше всего на спрос на жилье влияют федеральные политические и экономические факторы, а региональные факторы действуют лишь косвенно. В аналитических материалах также говорится о том, что спрос на жилье подкосили прямые и косвенные последствия санкций, а также законодательные изменения в сфере строительства. Стимулируют спрос сегодня льготная ипотека и материнский капитал.
Михаил Гущин, директор по маркетингу, заместитель вице-президента по жилой недвижимости Группы RBI, рассказал, что за последние десять лет на рынке жилья произошла настоящая технологическая революция. «Индустрия прошла путь от стандартных кирпично-монолитных домов до концептуальных проектов нового поколения. Однако некоторые компании так и остались в прошлом веке. Сегодня важно различать рендеры и реальные проекты. Для того чтобы построить то, что было нарисовано в рекламном буклете, необходимо четко следить за соблюдением концепции, дизайн-кода, отрабатывать проектную документацию до последней буквы. Тогда проект будет успешен, а расходы не так велики, как может показаться на первый взгляд», – заключил Гушин.
Завершилась вторая сессия форума выступлением Алены Азоевой, креативного директора коммуникационного digital-агентства MrWulf. Она рассказала о важности детализации в позиционировании объекта недвижимости на рынке и медиапространстве. Эксперт отметила, что в условиях жесткой конкуренции необходимо четко таргетировать формат продвижения проекта и не тратить силы на нецелевые площадки и форматы контента.