Сергей Слободянюк, адвокат компании «Адвокат-Недвижимость»
– Прием квартиры у застройщика требует специальных навыков и знаний. Без определенной подготовки и изучения того, как правильно это сделать, впоследствии можно годы провести в судебных разбирательствах либо потратить большие ресурсы (денежные, временные, нервные и т. д.) для решения проблем, связанных с некачественной приемкой квартиры.
С особым вниманием к приему следует подходить в случае, если изменились реальные площади жилья по сравнению заявленной проектной.
В моей практике был случай, когда площадь довольно значительно увеличилась. Застройщик в соответствии с договором потребовал доплаты. Даже сделал скидку 15%. Все были довольны, но только до зимы и тридцатиградусных морозов. Практически все квартиры в доме промерзли. Когда стали разбираться, выяснилось, что застройщик сэкономил и сделал стены тоньше. Положил утеплитель и пеноблок толщиной менее предусмотренной проектом. Если бы зима была обычной, не ниже минус 25 градусов, то, возможно, никто бы ничего не заметил.
Я всегда советую брать на прием специалиста, и не только строителя, но и эколога. Многим известны случаи, когда в квартирах обнаруживается повышенное содержание аммиака, высокий уровень радиации и т. д.
Обнаружение недостатков после приема объекта всегда создает определенные проблемы, особенно если ремонт начат, а еще хуже, когда уже сделан. Как правило, устранение недостатков влечет за собой как минимум повторный монтаж или часть его. И не всегда застройщик готов все сделать за свой счет. Хорошо, если застройщик еще существует. Бывает, что и спросить уже не с кого.
Поэтому к приему квартиры необходимо относиться ответственно и серьезно.
Дмитрий Щегельский, генеральный директор АН «Бенуа»
– Для приемки квартиры у застройщика вы должны обладать знаниями в следующих областях:
– производство и установка оконных и дверных блоков;
– монтаж электрооборудования и электрических сетей;
– устройство и монтаж вентиляционного оборудования;
– производство малярно-штукатурных работ;
– устройство, монтаж и эксплуатация систем отопления в многоквартирном доме;
– устройство и монтаж водонапорного и сантехнического оборудования;
– нормы и правила возведения многоквартирных домов и др.
Если вы специалист во всех этих областях, то проверяете всю квартиру на соответствие нормам СанПиН, СНиП и НПБ, заносите выявленные недостатки в акт приемки и требуете от застройщика согласно закону № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости»:
– устранить дефекты в согласованный с дольщиком срок;
– снизить цену договора о долевом участии и вернуть часть внесенных по нему денег;
– возместить понесенные расходы по устранению дефектов строительства; предварительно заключить договор со строительной фирмой, в нем зафиксировать затраты и подать заявление об их возмещении в суд;
– взыскать неустойки за нарушение срока сдачи квартиры по ДДУ, если произошла задержка с ликвидацией недостатков строительства.
Сомневаетесь в своих силах? Приглашайте на приемку квартиры у застройщика специалиста.
Наиля Берестовая, генеральный директор агентства «Время недвижимости»
– Вот и долгожданный момент наступил: вас пригласили на приемку построенной квартиры.
Рекомендации для наших клиентов следующие:
– обязательно надо осмотреть новую квартиру – не соглашайтесь ставить подпись на акте без осмотра;
– осмотрите дотошно все: и как закрываются окна и двери, и как работает сантехническое оборудование (при его наличии);
– проверьте электричество и вентиляцию;
– если квартиру передают без отделки, то смотрите с точки зрения будущего ремонта;
– при наличии замечаний и проблем зафиксируйте в листе для замечаний и обязательно оставьте себе один экземпляр;
– очень хорошо, если вас сопровождает специалист, друг или близкий человек: в четыре глаза и две головы все заметите и ничего не упустите.
Важно не проглядеть существенных недостатков, которые будут мешать вам или вашим новым соседям. Лучше немного подождать, пока застройщик устранит ваши замечания.
Советуйтесь, принимайте квартиру и приглашайте друзей на новоселье!
Екатерина Романенко, президент ГК «Экотон»
– Первое, что нужно сделать при приемке, это обязательно проверить данные по площади квартиры, полученные от ПИБ. Превышение реальной площади более чем на оговоренную в ДДУ разницу (как правило, 1 кв. м) приведет к необходимости доплатить застройщику.
Второе: проводить приемку обязательно нужно с участием эксперта по приемке недвижимости, это минимизирует риски неправомерных доплат, пропущенных недоработок застройщика и пр.
Обязательно пользуйтесь услугами профессионалов на таком важном этапе, как приемка квартиры у застройщика! Стоимость таких услуг невысока по сравнению с рисками при самостоятельной приемке.
Что касается предложений об оплате остекления, то это больше связано с выбором формы договора при покупке квартиры. По ДДУ (214-ФЗ) такого сделать застройщику не получится никак. А вот при схеме ЖСК почти всегда клиентам навязывают дополнительные платежи по разным статьям. Одна из них – как раз остекление балконов.
Елена Гапликова, заместитель директора направления «Новое строительство» АН «Итака»
– Квартиры в современных новостройках устроены достаточно сложно. Впервые осматривая долгожданную жилплощадь, стоит обратить внимание на многие детали. Дотошность сыграет вам на руку – выявленные недочеты будут внесены в протокол и устранены застройщиком в течение оговоренных сроков, обычно не более месяца. Тратить собственные время и деньги на исправление дефектов вам в этом случае не придется.
Чаще всего встречаются такие недочеты, как неровности на стенах, неправильная установка полотенцесушителя, неудобная разводка труб, трещины в оконных стеклах, а также дефекты отделки: неправильно установленные розетки, плинтусы и т. д.
Если вы принимаете квартиру без отделки, проверьте энергоснабжение (есть ли напряжение в розетках, установлен ли счетчик, горят ли лампочки), водоснабжение (стояки, счетчики), вентиляцию, отопление, все поверхности (стены, пол и потолок не должны иметь трещин, сырых пятен, выбоин, стыки должны быть замазаны), стеклопакеты. Квартира должна быть очищена от строительного мусора.
Любая квартира имеет гарантийный срок, прописанный в договоре. Таким образом, недостатки, выявленные в процессе эксплуатации квартиры, также устраняются силами строительной компании, а по истечении гарантийного срока – с помощью УК или ТСЖ.