– Разрешите представиться. Я Кот, просто Кот. Живу у своей хозяйки, и работает она не то архитектором, не то риэлтором, знает много, а говорит и того больше… Ну вот опять, началось…

– Поедем, милый мой Котик, сегодня в гости! Запрыгивай в драндулет.

***

– Ты куда меня привезла? Что это за провинциальный городишко?

– Мы вовсе не в провинции, а в Новой Деревне – уютном микрорайоне на Черной речке, и, несмотря на такое название, это недалеко от центра Петербурга. Ты только посмотри, какие чудесные домики! Обычно их называют немецкими коттеджами.

– А почему немецкими – их что, немцы построили?

– Отчасти ты прав: сооружали их действительно немцы, но только военнопленные, причем по проектам, которые были разработаны советскими архитекторами.

Строить такие дома начали сразу после окончания войны. Только подумай: истощенный, израненный город, требующий восстановления… Поднимать нужно было и производственные предприятия, обеспечивая при этом жильем рабочих. Вот как раз для нужд и за счет восстанавливаемых предприятий и велась эта застройка, которая при малых затратах обеспечивала скорую готовность жилых площадей.

Возводили дома, как правило, из кирпича и шлакоблоков, а снаружи штукатурили и окрашивали. Но строительные материалы в то время, понятное дело, были в большом дефиците, поэтому также активно использовались самые разные «вторичные материалы»: кирпичи, оконные и дверные блоки от старых зданий, поврежденных войной, части разобранных оборонительных сооружений, рельсы, старые бревна. Порой такие дома возводились и на старых фундаментах, на месте разрушенных построек.

– Если на стройке использовался всякий мусор, получается, что и качество у таких домиков, так сказать, не очень…

– И все же возведены они на совесть. Свидетели того времени утверждают, что немцы не понимали и не принимали наше любимое слово «халтура», они относились ко всему ответственно: уж работать так работать, а не валять дурака, даже несмотря на то, что восстанавливали они чужую страну. Вот и служат эти дома по сей день, только многие из них со временем сильно обветшали. Но в этом микрорайоне сохранились весьма неплохо, и почти во всех уже проведен капитальный ремонт.

– С трудом верится, что домики, так похожие на дворянские усадьбы, могли проектировать в советское время…

– Тем не менее это факт. Дома строили с 1945 по 1952 год. Тогда так называемые излишества в оформлении фасадов еще не попали под запрет. В послевоенное время наши зодчие старались воссоздать исторически сложившийся облик города и при этом отразить в архитектуре триумф советского народа – победу в Великой Отечественной войне.

Застройка велась комплексно, целыми микрорайонами, которые непременно обеспечивали и социальной инфраструктурой. Чаще всего строили по типовым проектам, в которых повторялись не только планировки, но часто и декор фасадов – различались только цветовые решения. А благодаря детальному планированию каждый квартал получал индивидуальный облик. Изящные двух-, трех- и четырехэтажные дома были умело сгруппированы (некоторые из них соединены арками), украшены решетками, ограждениями и вписаны в окружающую среду – при строительстве старались сохранить как можно больше зеленых насаждений.    

Оазисы такой застройки есть не только здесь, в Приморском районе, но также и в Выборгском, Кировском, Красногвардейском, Невском, Фрунзенском и Колпинском.  

– А хорошо, наверное, живется в таких уютных домиках! Как на даче, и зелени много и птички поют. Дома наскучило – и ты на улице, цветочки нюхаешь, чуть дождик – и ты уже дома, бутерброд с колбаской кушаешь и чаем запиваешь. А давай купим такой коттедж? Я гулять здесь часто буду, а то из нашей квартиры на двенадцатом этаже ты меня одного не выпускаешь…

– Кот, ну зачем нам с тобой целый коттедж. Тем более что такие предложения бывают в продаже крайне редко. В основном здесь предлагают двух-, трех- и многокомнатные квартиры. А ведь изначально почти все они были заселены коммунальным способом – представляешь, сколько семей могло проживать в таком небольшом доме…

Начиная с середины 90-х годов XX века большую часть коммуналок расселили. Теперь это отдельные квартиры (иногда даже имеющие свой вход) и личные особняки. Некоторые коттеджи целиком были выкуплены под коммерцию, например, для создания мини-отеля, клиники или офиса банка. Так бывшие коммуналки превращались в шикарные особняки с мансардами.

– А можно, я еще тут погуляю, пока ты в гостях чаи гоняешь? Только смартфон мне оставь, погуглю заодно…

***

– Вот я и вернулась. Жаль, что ты не захотел туда пойти со мной, – смог бы хорошенько изучить такой коттеджик изнутри. Стены в нем довольно толстые, много окон, и потолки высоченные, метра три, не меньше! Кажется, что света и воздуха в одной комнате больше, чем во всей нашей квартире. Только вот кухонька маловата – около 7 кв. м всего. Вдвоем еле развернулись… Но все равно здесь очень миленько. Кот, а что же разузнал ты?

– Смотрю, люди недружелюбные какие-то. Пока гулял, ко мне все время кто-то подходил, дескать, зачем я тут, что разнюхиваю… Собака я, что ли, чтоб разнюхивать!

– Не обижайся на них, Кот. Тут как в деревне, все друг друга знают и опасаются, когда кто-то чужой на горизонте появляется.

– Вот я и хочу своим стать. И объявления для этого погуглил – есть здесь недвижимость в продаже.

– Ну-ка покажи… А ты заметил, Кот, что все эти объявления так и пестрят разного рода «фишечками»? Действующий камин, двух- или трехуровневое расположение квартиры, мансарда, отдельный вход, закрытая парковка…

А вот это тебе точно понравится: к квартире прилагается собственный подвальчик с высотой потолка в 2 метра и окнами на три стороны света.

– Ой, какой подвал шикарный, давай купим, а? Я буду там мышей гонять.

– Мышей ты будешь гонять на даче, и давай домой уже поедем, Кот. В гостях хорошо… но дома всегда лучше!

Справка от Кота

Цены на жилье в Новой Деревне

Двушки в этом микрорайоне предлагаются по цене от 6,5 млн руб., трешки от 7,5 млн, есть и многокомнатные, с ценником выше 13 млн. Особняк целиком предлагают почти за 22 млн руб.

Цена напрямую зависит от состояния дома и его коммуникаций: был ли проведен ремонт в подъезде, заменены ли трубы водоснабжения и канализации, электропроводка. Определяет цену и состояние квартиры. Убитые жилища в этом микрорайоне в продаже не встретились. Зато практически во всех объявлениях присутствует магическое слово «евроремонт». Каждый владелец вложил в свою собственность фантазию и деньги. Даже ремонт в подъезде многие делают за свой счет. 


Рассказ КОТА
записала
Татьяна ВОРОНИНА

 

Текст: Татьяна Воронина    Фото: Алексей Александронок