Портал Urbanus.ru продолжает публиковать результаты опроса членов жюри федеральной премии Urban Awards об их видении настоящего и будущего рынка первичного жилья в Санкт-Петербурге и в России.
Какие новые технологии строительства сегодня начинают массово применяться в жилищном строительстве?
Сергей Мохнарь, генеральный директор «ПСК-недвижимость»:
– Жилищное строительство тяготеет к двум факторам: информатизация и энергоэффективность. Все чаще начинают применяться BIM-технологии, позволяющие работать с проектом как с единой информационной моделью. Благодаря BIM значительно улучшается архитектурно-конструкторская оболочка сооружения и его эксплуатационные свойства. К тому же тренд поддерживается правительственной инициативой. Энергоэффективность сулит застройщикам экономическую выгоду по части налогообложения и служит дополнительным стимулом к покупке. Теплоэффективные окна, технологичные приводы для лифтов, автоматизация внутреннего освещения, улучшенное утепление здания и многое другое позволяет жильцам в будущем сэкономить на коммунальных услугах.
Совсем недавно наметилась еще одна тенденция – устройство приточно-вытяжной вентиляции в проектах жилья комфорт- и бизнес-класса, а также в апартаментах. С одной стороны, это также борьба за энергоэффективность. С другой – повышенный уровень комфорта для жильцов.
Дмитрий Ходкевич, управляющий «ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад» («Группа ЛСР»):
– В последние годы в жилищном строительстве стали использовать различные умные технологии. Это не массовая история, но действительно что-то новое в нашей отрасли. Речь идет о домашних системах автоматизации. Однако не каждый застройщик оснащает свои объекты такими решениями, ведь только будущий житель дома знает, что ему из этого умного арсенала пригодится в жизни. Также я бы отметил новый подход к строительству в целом. Не говорю за всех, но мы в своих проектах стараемся построить не просто дома, а создать целую среду, где можно жить, отдыхать и работать. Для этого создаем все необходимые объекты социальной, торговой и коммерческой инфраструктуры, а также рекреационные зоны.
Мария Черная, генеральный директор ООО «Бонава Санкт-Петербург»:
– Прежде всего, это технологии, улучшающие качество жизни в крупных городах. В европейских и петербургских проектах компании применяется современная система очистки воздуха – рекуперация. Дополнительная очистка воздуха в городских квартирах необходима, так как из-за высокого уровня загрязнений и выбросов стандартной системы вентиляции может оказаться недостаточно. Правильно и качественно смонтированная вентиляция помогает обеспечить циркуляцию свежего воздуха, избежать запыленности и исключить возможность образования плесени при излишней влажности в квартире. Если мы говорим о комфорте, то в жилищном строительстве все чаще внедряются умные технологии – передача данных, система доступа и видеоконтроля. Большее внимание уделяется и эстетике жилого пространства – девелоперы понимают, что красиво должно быть не только в квартире, но и в парадной, лифте, холле, во дворе.
Екатерина Запорожченко, коммерческий директор ГК Docklands development:
– Применение прогрессивных технологий ведет к увеличению стоимости строительства, поэтому в массовом сегменте, за редким исключением, используются недорогие решения и материалы. В сегмент комфорт-класса возвращаются панельные конструкции: части зданий, блоки инженерных систем изготавливают на заводе и собирают на месте, как конструктор. В бизнес-классе и выше сегодня только начинают применять теплоизоляционные материалы высокого качества, многослойные стены, приточно-вытяжную систему вентиляции и другие современные дорогостоящие решения.
Николай Урусов, генеральный директор строительной компании «Красная стрела»:
– Новых технологий строительства на рынке практически не появляется. Если посмотреть на те объекты, что сейчас строятся, то подавляющее большинство возводится по кирпично-монолитной, монолитной или панельной технологии. Все остальные способы строительства – это проценты. Сейчас есть желание больше строить из дерева, из клееного бруса, но это – экономически невыгодная технология. В качестве эксперимента этим занимаются один-два застройщика. Со стороны покупателя сейчас нет запроса на использование новых технологий, например, энергоэффективных или зеленых. Пока такого запроса не появится, все будут строить «по старинке».
Сергей Ярошенко, генеральный директор ГК «КВС»:
– Сегодня активно используются BIM-технологии, которые позволяют спроектировать здание еще до начала строительства, полностью просчитать и определить все процессы, которые будут в нем происходить.
В чем вы видите преимущества и недостатки современной российской строительной жилищной индустрии в сравнении со странами Европы?
Сергей Мохнарь:
– Главных недостатков два. Во-первых, слишком жесткие нормы СанПиН по части инсоляции и КЕО. Они существенно ограничивают планировочные решения. В результате наиболее интересные внутренние планировки помещений попросту невозможны. Во-вторых, наши пожарные нормы серьезно устарели. Они накладывают ограничения на проектирование, будучи одними из самых жестких в мире, разработанными в СССР и с тех пор не обновлявшимися. Модернизация этих норм позволит как повысить безопасность объектов, так и создавать более интересные архитектурные решения.
Преимущество же в том, что у нас остается большой потенциал для развития. В Санкт-Петербурге в центральных районах десятки гектаров бывших промышленных и депрессивных территорий с великолепным расположением и видами. Значительные площади занимают ветхие здания, не относящиеся к объектам исторического наследия. В Европе эти зоны в силу длительных коммерческих отношений на рынке практически везде редевелопированы и освоены. Мы же можем рассчитывать на развитие наших городов, что радует.
Дмитрий Ходкевич:
– Я бы не углублялся в тему преимуществ или недостатков. Ведь что для нас может быть плюсом в жилищной индустрии, в Европе неприменимо, и наоборот. Я бы отметил общие тенденции в строительстве домов. К примеру, Европа уже давно живет в ограниченных экономических условиях. Для них чем меньше площадь квартиры, тем лучше: ниже затраты на коммунальные платежи, а каждый метр квартиры используется с максимальной пользой. Тенденция увеличения функционального использования пространства без уменьшения площадей перешла и к нам.
Мария Черная:
– В России на наши последние проекты, от стадии планирования до момента получения разрешения на строительство, ушло два года. В Швеции в последнее время в среднем этот период занимает пять лет, а до этого было семь лет и больше. Основная причина такого долгого процесса там – это необходимость согласования проекта с жителями по соседству, что занимает достаточно много времени. К сожалению, у нас пока нет постоянства законодательной базы – все меняется стремительно и кардинально. Отсутствует анализ достижений и ошибок, а также системный подход. А худшая стратегия – это ее отсутствие или ежегодная смена.
Екатерина Запорожченко:
– Нашему рынку не хватает серьезных комплексных проектов, предлагающих не только квадратные метры, но и формирующих современное общественное пространство. В массовой застройке идея, которая должна развиваться и после ввода объекта в эксплуатацию, подменяется звучным названием ЖК. После передачи ключей оно, как правило, останется только на рекламных материалах. Такие проекты потеряют свою актуальность спустя 10-15 лет. Жители мегаполиса сегодня хотят видеть на своих улицах не только прогрессивную архитектуру. Они рассматривают город как дружественную экосистему, созданную для гармоничной жизни, работы и отдыха.
Николай Урусов:
– Ключевое отличие российской строительной отрасли от строительной сферы в западных странах – отсутствие системного подхода. У нас декларируются полярные вещи: строители должны строить много жилья, при этом принимаются законы, которые приведут к сокращению объема строительства. Такие изменения в законодательстве лихорадят рынок уже не первый год. Напротив, в Европе или Азии системный подход в некоторых странах доведен до абсолюта. Застройщики обладают всей информацией, как будет развиваться та или иная территория на десятилетия вперед, и эти планы не меняются. В связи с этим компании могут быть уверены, что даже через десять лет они завершат проект в том виде, в каком задумывали его изначально. У нас застройщики могут только надеяться на это.
Сергей Ярошенко:
– На данный момент сравнивать новые технологии в Европе и в России не совсем правомерно. Технологии, используемые на Западе уже не первый год, у нас внедряются только сейчас.
Каким вы видите идеальное жилье, в котором хотели бы жить сами? Есть ли такие объекты в Санкт-Петербурге?
Сергей Мохнарь:
– Идеальное жилье – это то, в котором всем членам семьи комфортно и никто не идет на компромисс. Лично для меня очень важно, какой вид открывается за окном. В Санкт-Петербурге были, остаются и будут лучшими предложениями те, что с видом на Неву или на основные городские доминанты.
Дмитрий Ходкевич:
– Для меня идеальный дом не каменные стены, а место, где моя семья.
Мария Черная:
– Для меня идеальное жилье – это квартира с панорамными окнами в современном доме у воды или городского парка с большим балконом и зеленым двором. При этом значение имеет развитая транспортная инфраструктура: метро в пешеходной доступности и остановки общественного транспорта в непосредственной близости от дома.
Также важна благополучная среда и хорошие условия жизни, которые можно обозначить одним словом – neighbourhood. Это все, что вас окружает и является частью повседневной жизни. Neighbourhood – это и есть то место, которые вы называете своим домом. Ведь дом не заканчивается за порогом квартиры. Привычная среда, дружелюбное окружение и приветливые соседи наполняют дом смыслом и делают вас счастливее.
Екатерина Запорожченко:
– Это надежные, качественные здания, построенные по экостандартам, которые подразумевают тишину и комфортный микроклимат внутри. Это безопасность, сервис и продуманная инфраструктура в шаговой доступности, развитие принципов здорового образа жизни. Проекты, сочетающие в себе все эти элементы, в нашем городе пока можно пересчитать по пальцам.
Николай Урусов:
– Для меня идеальное жилье находится за городом. Загородный дом или малоэтажный комплекс в лесу кажутся мне привлекательными. Безусловно, это дальше, с меньшим количеством инфраструктуры и так далее, но есть и значительные преимущества – экология, возможности для активного отдыха.
Сергей Ярошенко:
– Для меня, как и для большинства людей, при выборе жилья важны окружение и среда. Размер жилья каждый покупатель выбирает для себя сам. Важна инфраструктура: вышел человек из дома – и что он увидел? Благоустроенный парк, садики, школы, радостные лица детей.