Наличие документов
Приличный застройщик всегда готов показать клиенту проектную декларацию, разрешение на строительство, свидетельство права собственности или договор аренды земельного участка, протокол предварительного распределения квартир. В список открытых документов также входят учредительный договор и устав компании, свидетельство о регистрации юридического лица, свидетельство о постановке на налоговый учет, утвержденные годовые отчеты, бухгалтерская отчетность за три последних года, а также аудиторское заключение о деятельности застройщика за последний год. Если компания под каким бы то ни было предлогом не хочет показывать документы, то лучше не искушать судьбу и найти девелопера, который не будет делать из них тайны.
Источники средств
Привлечение средств дольщиков по договорам долевого участия (ДДУ) нельзя назвать чем-то предосудительным. Тем не менее работа по схеме проектного финансирования с крупным банком либо, что еще лучше, строительство объекта на собственные, а не заемные деньги является для застройщика огромным плюсом.
Адекватность цен
Цены явно ниже рыночных, способные вызвать у покупателя эйфорию, являются тревожным сигналом. Скорее всего, застройщику остро не хватает финансирования и он, в судорожных поисках денег, решается продавать квадратные метры по стоимости, едва позволяющей окупить расходы.
Качество проектов и наличие профессиональных наград
Наличие авторитетных профессиональных наград, в том числе такой знаковой, как Urban Awards, является одной из самых верных гарантий качества проекта и благонадежности застройщика. В жюри, которое, по сути, является большим советом профессионалов, входят представители строительных компаний, отраслевые аналитики и журналисты, представители профессиональных некоммерческих объединений, архитектурных мастерских, а также агентств недвижимости и власти. Эксперты строго и непредвзято оценивают каждый жилой комплекс по местоположению, материалу строительства, архитектурному решению, проектным решениям, техническому оснащению, наличию парковок, охраны. Большое внимание отводится территории дома, инфраструктуре комплекса и района, стоимости квадратного метра. Если речь идет о проектах на этапе строительства, то экспертный совет особое внимание уделяет финансовым гарантиям реализации проекта, бизнес-плану, а также динамике строительства.
Отзывы клиентов компании о предыдущих проектах
Как правило, в поисковиках очень просто отыскать форумы клиентов практически любого застройщика, где люди предельно откровенно и без всякой оглядки говорят о плюсах и минусах компании и проекта, квартиру в котором они приобрели. Однако, как показывает жизнь, у любой, даже самой хорошей фирмы всегда найдутся свои «недовольные» клиенты. Наличие отдельных негативных отзывов является обычным явлением в работе любого девелопера. Насторожить должно большое количество отрицательных отзывов, заявления о наличии у компании долгостроев, а также обвинения застройщика в откровенном мошенничестве. Но и здесь надо иметь в виду, что зарегистрироваться на форуме может зачастую кто угодно. Например, представитель самой компании или, напротив, фирмы-конкурента. Так что к сведению принять информацию с форума стоит. Но доверять безоговорочно – вряд ли.
Состояние стройплощадки
Эксперты единодушно советуют перед заключением договора лично посмотреть на строительную площадку. На стройке должно быть много техники и рабочих, занимающихся делом. У надежного застройщика по площадке можно ходить даже в замшевой обуви, настолько здесь все удобно и аккуратно. При этом важны любые детали. Носят ли строители чистую корпоративную спецодежду? Не забывают ли мыть колеса самосвалам и бетономешалкам при выезде с площадки? Установлен ли аккуратный брендированный забор по периметру?
Информация в СМИ
Сайты многих застройщиков имеют разделы с названиями вроде «СМИ о нас» или «О нас пишут». С одной стороны, наличие достаточно подробных упоминаний о фирме в прессе говорит о приличных масштабах деятельности и довольно продолжительной истории. С другой стороны, сами компании, что совершенно естественно, приводят о себе только положительные оценки. Поэтому полагаться на эти разделы не стоит. Лучше самостоятельно поискать информацию в интернет-поисковиках и новостных агрегаторах.
Офис продаж и сайт компании
Офис продаж – это лицо любой фирмы. У респектабельного застройщика офис всегда будет удобным, уютным и красиво оформленным. А стол украсит аккуратный макет строящегося дома. Если помещение дешевое и обшарпанное, то это может характеризовать финансовое положение компании не с лучшей стороны, как бы менеджеры ни старались убедить покупателя в обратном.
Также не следует упускать из виду, насколько красиво, аккуратно и удобно сделан официальный сайт. Если он зависает, плохо грузится или его дизайн является откровенной дешевкой, то это тоже тревожный симптом. Совершенно непонятно, как компания сможет вовремя возвести красивый и удобный дом, если она не в состоянии создать даже хороший сайт. Кстати, на нем обязательно должна быть размещена строительная документация.