В среду биржевой курс евро превысил 80 рублей, а курс доллара достигал 64,7 рубля. Нацвалюта быстро теряет в весе уже третий день после объявления властями США новых санкций против ряда граждан России и их компаний, что обвалило фондовый рынок и срикошетило в рубль.
Повторение пройденного
Многие экономисты поспешили прокомментировать последние биржевые сводки в том духе, что пикирование рубля вызовет рост цен на различные товары для конечного потребителя. А кое-где уже вызвало. Наиболее оперативно на ситуацию отреагировали туристы, поспешив поскорее оплатить ранее забронированные туры. Что вылилось в значительные очереди перед дверями соответствующих компаний.
Напомним, что в конце 2014 года стремительное падение рубля по отношению к доллару и евро вызвало настоящий потребительский бум. Граждане сметали с полок бытовую технику, стройматериалы и предметы роскоши, а кто посостоятельнее – раскупали квартиры, причем в основном в новостройках. Некоторые, забронировав одну, на следующей неделе приходили за второй.
Сейчас ощущения дежа-вю рынок недвижимости не вызывает – в силу многих причин, основной из которых является наблюдаемое уже который год падение реальных доходов населения. Проще говоря, если 3,5 года назад людям было на что покупать жилье, то нынче – не на что.
Впрочем, застройщики, не отмечая роста продаж, фиксируют увеличение количества интересантов. Особенно это касается столицы. Так, в компании MR Group сообщают, что в последние три дня количество звонков в среднем выросло на 48%, бронирование квартир и апартаментов – в полтора раза. В Петербурге цифры поскромнее, и они ясно говорят лишь о том, что на рынке царит некоторое оживление, связанное в том числе с обвалом рубля. Но до ажиотажного спроса это легкое волнение никак не дотягивает.
Тактика выжидания
В компании Seven Suns Development БН рассказали, что никакой паники у покупателей нет. Возможно, они просто не успели отреагировать на новости с биржи, но, скорее всего, многие просто выжидают. Об этом говорит рост числа бронирований (не покупок) квартир и апартаментов. При этом ряд броней – на несколько апартаментов одновременно.
Клиенты, имеющие сбережения в валюте, наоборот, предпочли отложить намеченную ранее сделку. По всей видимости, решили выждать и последить за дальнейшей динамикой курсов. Девелопер полагает, что покупательская активность будет расти, но проявится немного позднее.
Директор по продажам Seven Suns Development Алексей Бушуев считает, что при отсутствии изменений рост спроса можно ожидать уже с выходных и в последующие недели.
«В нашей стране недвижимость – классический, надежный и понятный гражданам инструмент сохранения сбережений, к которому традиционно обращаются в таких ситуациях. Возможное дальнейшее падение рубля будет способствовать росту спроса на недвижимость», – предполагает он.
С ним солидарен и генеральный директор компании «Мегалит» Александр Брега. Он напомнил, что прошло всего три дня с момента обвала рубля, поэтому так быстро никакой реакции быть и не могло. «Да, сегодня курс пошел вверх, завтра пойдет вниз, люди не паникуют и правильно делают», – сказал он.
Генеральный директор компании «Петрополь» Марк Лернер обращает внимание, что сегодня российскую экономику поддерживает высокий уровень нефтяных цен, чего не было в конце 2014 года. Кроме того, рубль пару лет назад стоил даже дешевле, чем сейчас, так что нынешнюю ситуацию вполне можно называть корректировкой. То есть повода для паники, пожалуй, нет совсем.
Есть и еще одна причина довольно спокойной реакции населения на валютные бури: 3,5 года назад купленные впрок техника и квартиры в результате только подешевели и не помогли сохранить накопления. Этот негативный опыт, а также то, что доходы россиян с тех пор ощутимо уменьшились, не позволят появиться на рынке какому бы то ни было ажиотажному спросу.
«Конечно, кого-то это все равно подвигнет к более быстрому принятию решения, но это скорее относится к тем, кто и так подбирает себе новостройку уже сейчас. Так что какой-то повышенный спрос, наверное, будет, но рынок его спокойно поглотит, поскольку объем предложения сейчас вдвое выше, чем был в конце 2014 года», – подчеркивает Марк Лернер.