Стоимость жилья
Главным критерием для покупателя по-прежнему остается стоимость жилья. Именно этот момент поставили на первое место по важности пять из восьми опрошенных девелоперов.
По итогам 2017 года в компании «Главстрой-СПб» наибольшим спросом среди покупателей пользовались квартиры стоимостью до 3 млн руб., рассказывает директор по продажам «Главстроя-СПб» Юлия Ружицкая. Это говорит о том, что покупательная способность пока не позволяет гражданам массово приобретать недвижимость большего метража. Клиенты в сегменте масс-маркет имеют ограниченный бюджет покупки, поэтому важно, чтобы квартира была недорогой, платежи по ипотечному кредиту были сопоставимы с арендной платой за аналогичное жилье на вторичном рынке недвижимости.
«Конечно, при нынешних ипотечных ставках, разнообразных программах от застройщиков приобретение недвижимости стало выгоднее, но покупатель не готов, к примеру, платить ипотеку еще на пять лет больше или же переплачивать несколько даже сотен тысяч рублей», — подчеркнули в «Группе ЛСР».
Уровень доходов населения по-прежнему низкий, поэтому покупатель выбирает квартиру очень осторожно, говорит коммерческий директор Glorax Development Андрей Кугий. Уход частных инвесторов с рынка подтверждает тот факт, что люди стали больше ценить собственные средства. Однако фактор стоимости жилья в последнее время работает только в совокупности с другими. Иными словами, даже за очень небольшие деньги клиент не будет покупать квартиру в плохом проекте.
Очевидно, что такие факторы, как низкая покупательная способность и скромный уровень доходов, выводят ценовой фактор на первый план.
Расположение проекта
Шесть компаний назвали вторым по важности критерием расположение проекта. «К этому относится и месторасположение, и ситуация с доступностью транспорта, социальная инфраструктура и даже экологическая обстановка. География проекта и его внешнее окружение — это основа комфортной жизни. Как правило, человек, покупающий жилье для себя, хочет весь комплекс удобств сразу, а не ждать, пока в районе построят метро или школу», — отмечает Андрей Кугий.
Как показала практика, большинство покупателей хотят жить недалеко от того места, где они проживали ранее, отмечает генеральный директор строительной компании «Красная стрела» Николай Урусов. При этом к переезду людей могут подтолкнуть либо причины семейного характера (например, появилась необходимость жить поближе к родителям), либо экономического. К последним можно отнести выгодное предложение от застройщика, в рамках которого покупатель получает значительно больше, чем при покупке квартиры в своем районе.
В целом покупателю крайне важно, каково расстояние до метро и до главных транспортных магистралей, как развита социальная, развлекательная инфраструктура, есть ли рядом парки и другие зеленые зоны для прогулок, рассказывает коммерческий директор группы «Эталон» Андрей Останин.
Однако хорошая транспортная доступность и наличие рядом с домом метро имеют значение для покупателей в категории «эконом», тогда как для клиентов более высокой ценовой категории это условие не критично, считает Юлия Ружицкая.
Таким образом, оценивая расположение объекта, покупатели обращают внимание прежде всего на транспортную доступность, социальную и развлекательную инфраструктуру, экологическую обстановку, наличие парков и скверов, близость к прошлому месту проживания или к родителям.
Третий критерий — надежность застройщика
Три компании — «Главстрой-СПб», «Группа ЛСР» и «Самолет ЛО» — отдали третье место критерию надежности застройщика. Надежность застройщика — основной параметр выбора квартиры во всех сегментах рынка, говорит Юлия Ружицкая. Это гарантия получения квартиры в срок, отсутствия проблем при оформлении собственности на квартиру и качественная эксплуатация дома в гарантийный период.
В компании «Самолет ЛО» подчеркивают важность факторов безопасности. По сути, этот критерий можно отнести к тому же самому фактору надежности застройщика. По мнению руководителя отдела маркетинга и рекламы Георгия Быковского, в это понятие можно включить имя застройщика, активность и скорость стройки, наличие или отсутствие у девелопера различных эксцессов.
«Я же настаиваю на факторах безопасности потому, что покупка по ДДУ означает: во-первых, потребитель получит квартиру через месяцы и годы и все это время он подвержен рискам, во-вторых, весь период стройки потребитель в весомой доле случаев платит ипотечный взнос и содержит свое нынешнее жилье, что, конечно, финансово трудно. Скорейший и беспроблемный переход от этих состояний к полноценному владению квартирой является для покупателя настоящей идефикс. В этом свете все остальное уже не так важно. Поэтому концентрация застройщика на своем имидже в данном аспекте крайне важна в условиях нашего конкурентного рынка», — считает эксперт.
Необходимо отметить, что на репутацию проектов и девелоперов влияет получение профессиональных наград, в числе которых, безусловно, и такая знаковая, как Urban Awards. Жюри, которое, по сути, является большим профессиональным советом, состоящим из представителей строительных компаний, отраслевых аналитиков и журналистов, представителей некоммерческих профессиональных объединений, архитектурных мастерских и агентств недвижимости, строго и непредвзято оценивает каждый жилой комплекс по целому ряду ключевых параметров.
Среди главных критериев можно назвать такие, как местоположение, материал строительства, архитектурное решение, проектные решения (высота потолков, площади квартир), техническое оснащение, парковка (в том числе подземная), охрана (организация безопасности), территория дома (внутренний двор), инфраструктура комплекса и района, стоимость квадратного метра (соотношение цены и качества). У строящихся объектов особое внимание жюри уделяет таким параметрам, как финансовые гарантии реализации проекта, бизнес-план проекта, а также динамика строительства. Наличие у комплекса такой премии, как Urban Awards, без сомнения, является одним из критериев, способных склонить покупателя к выбору среди огромного количества новостроек Северной столицы.
Две компании — Glorax Development и «Красная стрела» — сочли важным для покупателя качество проекта. По словам Николая Урусова, в сегменте проектов комфорт-класса ужесточилась конкуренция. Покупатели обращают внимание на совершенно конкретные вещи, такие как продуманная и разнообразная квартирография, высота потолков, архитектурный облик жилого комплекса, качественное благоустройство территории, наличие подсобных помещений в местах общего пользования, а также дизайн мест общего посещения, наличие на территории комплекса или в непосредственной близости социальной и коммерческой инфраструктуры.
В компаниях «Лидер Групп» и «Эталон» отмечают важность планировочных решений. «Квартира — это то место, где человек живет, проводя половину своего времени. От того, какой она будет (насколько продуманной, эргономичной, наполненной интересными решениями), зависит качество этой жизни», — говорит директор по продажам и маркетингу «Лидер Групп» Виталий Виноградов.
А вот в ГК «Ленстройтрест» на третье место ставят цену: «Большинство людей ограничены в бюджете, который они могут потратить на покупку квартиры, поэтому выбирают недвижимость, соответствующую по цене их финансовым возможностям. Однако доступная ипотека позволяет расширить эти границы, поэтому показатель цены мы поставили на третье место», — поясняет директор по продажам и маркетингу Ольга Копейкина.
Хотя мнения застройщиков по третьему критерию разошлись в большей степени, чем по первым двум, перевес оказался все-таки за надежностью компании. Очевидно, что покупателей волнует имя застройщика, отсутствие проблем при оформлении собственности на квартиру, гарантия получения квартиры в обозначенный срок, качественная эксплуатация дома, наличие или отсутствие у девелопера различных эксцессов.
В каждом сегменте свои правила
Необходимо отметить, что у компании Docklands development оказался свой взгляд на критерии покупки, который можно поставить обособленно. Коммерческий директор Екатерина Запорожченко подчеркивает, что критерии выбора недвижимости для собственного проживания напрямую зависят от финансовых возможностей покупателя, его стиля жизни, потребности в определенной площади и статуса.
«В сегменте эконом главными факторами будут стоимость и локация, удаленность от станции метро. В комфорт-классе на первый план могут выйти площадь квартиры, инфраструктура, в том числе детские сады и школы, наличие и качество отделки. В бизнес- и премиум-сегменте клиент выбирает статусный проект, который характеризует его положение в обществе, он обращает внимание на богатство интерьеров мест общего пользования, наличие дополнительных сервисов, вид, открывающийся из окон, архитектуру и технологии строительства. Локация также имеет значение: Санкт-Петербург называют Северной Венецией, и покупателями особенно ценятся дома, расположенные у воды, с видом на Неву или Финский залив, а также дома в историческом центре или вблизи парков».
Подведем итоги
Таким образом, важнейшими критериями покупки большинство застройщиков считают стоимость жилья и его расположение, а также надежность застройщика. Как уже было отмечено, в глазах покупателя наличие авторитетной премии может стать одним из важных факторов, говорящих в пользу благонадежности строительной компании.
До 13 апреля продолжается прием заявок на участие в премии Urban Awards, где каждый девелопер может представить свою новостройку на суд профессионального жюри.