В частности, с ее помощью можно удаленно идентифицировать всех гостей и даже соседей. Оператором Единой биометрической системы на днях Правительство РФ назначило «Ростелеком».
Это будет летом
Согласно ФЗ-115, с 30 июня стартует пилотный проект по тестированию банковской удаленной идентификации в режиме реальной работы. То есть банки начнут сбор и трансляцию биометрических профилей идентифицируемых клиентов в единую базу.
В полноценный рабочий режим система выйдет ориентировочно в июле 2019 года, когда накопит минимально необходимый объем биометрических данных для эффективного использования.
Напомним, биометрическая система с согласия клиента будет параллельно визировать и сохранять в базе его голосовой профиль и фотоизображение. Впоследствии перечень параметров предполагается серьезно расширить.
Но уже в этом году, единожды пройдя процедуру, клиент сможет впоследствии больше никогда не появляться на пороге любого банка. Его биологические данные для всех банкиров станут «общими», и гражданин сможет удаленно открывать счета и вести банковские операции в любой приглянувшейся кредитной организации.
Для рынка недвижимости новация имеет свои позитивные последствия.
Во-первых, биоидентификация приблизит момент, когда россияне станут получать ипотеку вообще без посещения банка.
Во-вторых, сейчас многие банки запускают различные онлайн-сервисы, упрощающие удаленные операции с недвижимостью. И биоидентификация оперативно будет вписана в алгоритмы таких решений.
В-третьих, и это, наверное, самое важное, биоидентификация очень быстро перестанет быть сугубо банковской процедурой и станет в сфере недвижимости применима повсеместно. Ведь все заинтересованные стороны за умеренную плату смогут получить доступ к огромной и достоверной базе данных.
Тотальное применение
Как поясняет БН генеральный директор ООО «Системы управления идентификацией» (IDX) Светлана Белова, удаленная биометрическая идентификация – это не замена всех остальных способов, которые сейчас существуют. Ведь наибольшую достоверность дает именно сочетание всех возможных методов.
«Сейчас в обсуждении этой темы фигурируют только задачи кредитных организаций и госструктур, – констатирует эксперт. – Но не меньше, а может быть и больше, в биометрической идентификации нуждаются простые бытовые сервисы – поиск надежной сиделки для больного или няни для ребенка, удостоверение личности сантехника, найденного в интернете, и, конечно, аутентификация водителей автомобилей в сервисе каршеринга или такси. Мы в небанковских секторах бизнеса видим сравнимый по объему спрос на услуги идентификации и аутентификации».
Между тем каждый день приходится слышать о появлении новых технологий и собственно на рынке недвижимости. Так, пока писалась эта статья, СМИ опубликовали сообщения о том, что Amazon за $1 млрд покупает стартап, разрабатывающий «умные» домофоны.
Министерство строительства и ЖКХ решило использовать блокчейн для автоматизированного мониторинга и учета потребления коммунальных ресурсов. А в продаже появился управляемый со смартфона робот – мойщик окон Redmond RV-RW001 – прибор для автоматического мытья и полировки окон, зеркал, стеклянной мебели и кафеля. И большинство этих новшеств для удобства читателей группируются под рубрикой «умный дом» (УД). Благо единая трактовка данного термина пока не сформулирована.
Условно-досрочное ограничение
Директор по продажам Sezar Group Виктор Прокопенко подчеркивает, что ценность идеи УД именно в «системности», объединении в единую сеть множества технических решений с алгоритмами управления, настроенными на жителей этой квартиры или дома. «Отдельные элементы не несут “интеллектуальных” свойств, – обращает внимание эксперт. – У каждого из нас есть дома осветительные приборы, жалюзи, гардины, аудио- и видеоаппаратура, кондиционер – то есть потенциальные элементы умного дома».
При этом целесообразно ли внедрять системы УД силами девелоперов – большой вопрос. И дело не только в том, что это дорого.
Первый «ограничитель» – обязательный индивидуальный подход. По мере повышения класса недвижимости у покупателя появляется субъективное отношение к «начинке». Какую бы качественную входную дверь ни предусмотрел застройщик, все равно большая часть жителей заменят ее. Кому-то важно восемь степеней защиты, кому-то бренд, а кому-то – чтобы дверь была красного цвета. Систематизировать и привести к единому знаменателю все требования невозможно.
Вторым ограничителем следует считать безопасность. Возможность дистанционного доступа к управлению узлами УД делает систему потенциально уязвимой для злоумышленников. «Просто гипотетически представьте себе проект с типовым решением УД в каждой квартире и штат персонала, который на разных этапах от проектирования до ввода в эксплуатацию сопровождал бы внедрение этой системы, – предлагает Виктор Прокопенко, – эффект сравним с раздачей комплекта ключей ста сотрудникам в надежде на их порядочность».
Третья преграда – высокая стоимость при ограниченном спросе. Даже в сегментах премиальной недвижимости далеко не каждому покупателю объективно нужен УД. Это реализация мечты, покупка дорогой игрушки, хобби для человека не только с достатком, но и с определенными чертами характера.
Эксперт категоричен в своем выводе: элементы УД в дешевом сегменте жилья не приживутся.
В зачаточном состоянии
Другие специалисты с такой пессимистической оценкой почти согласны. Технологии УД, считает директор по продажам «Главстроя-СПб» Юлия Ружицкая, наибольшее развитие находят в сфере коммерческой недвижимости, в первую очередь в автоматизации офисных зданий. А в жилищной сфере пока еще остаются прерогативой жилых пространств бизнес-класса и выше.
По словам специалиста, покупатель жилья в этом сегменте понимает, что внедрение централизованного управления инженерными и электронными системами дома оптимизирует энергопотребление и водоснабжение и в итоге снижает расходы на содержание жилья.
«Поэтому в высоких сегментах недвижимости спрос на “умные” системы достаточно хороший, – констатирует эксперт. – В сегменте же массового спроса клиент не готов вкладывать средства в улучшение условий проживания и дополнительные элементы комфорта».
Таким образом, применение «умных» технологий в жилых комплексах эконом-класса ограничивается чаще всего использованием разных датчиков и счетчиков, которые поставляют информацию о расходе ресурсов и текущем состоянии помещений. А также домофонов и видеокамер в парадных и лифтах. Да и то, согласно статистике Национального объединения застройщиков, видеонаблюдение устанавливается лишь в 16% новостроек в целом по стране. При этом периодически веб-камеры отключаются застройщиками либо провайдерами за неуплату.
Также веб-камеры заносит снегом, листвой, пылью… В общем, «в наследство» от застройщиков новоселам обычно ничего не достается. Да и сами жильцы сразу после переезда склонны вести предельно экономный образ жизни – впереди траты на ремонт, оплата долга за съем «спальной» квартиры... Тут не до видеонаблюдения.
К этому прибавим, что сами банки через проектное финансирование будут более заметно влиять на работу застройщиков, и в том числе на решения, какие технологии станут при строительстве привлекаться. Так что банкиры с большой вероятностью начнут рекомендовать застройщикам оборудовать новостройки системами идентификации: уже и так повсеместно устанавливаемый домофон плюс камера. И это вопрос элементарного сохранения собственности, косвенно оказывающейся у банков в залоге.
Наконец, эконом-класс возводится не всегда в социально благополучных районах. Потому приобретатели доступного жилья с радостью станут внимать предложению от Единой биометрической системы, ведь от него глупо отказываться.
Только представьте, некто звонит от двери подъезда, а система тут же его проверяет по фото, голосу и докладывает, кто является визитером. Ну а дальше выбор за хозяином: можно впустить гостя, но иногда будет разумней сразу же вызвать полицию. Впрочем, не исключено, что «умная» система в недалеком будущем научится делать это самостоятельно.