Зачем люди обращаются к нотариусам даже в тех случаях, когда это необязательно, как государство может помочь владельцам комнат в коммуналках – об этом и многом другом рассказал БН президент Нотариальной палаты Санкт-Петербурга Петр Герасименко.
– Петр Васильевич, с 1 января 2018 года на полную мощь заработала единая информационная система нотариата. Что в связи с этим изменилось для владельцев недвижимости?
– Для начала отмечу, что владельцем, разработчиком и пользователем этой системы является Федеральная нотариальная палата. Система начала работать еще три года назад, но в нее попадали не все сведения. Скажем, в прошлом году мы вносили информацию о завещаниях, доверенностях и нотариально заверенных договорах. А с начала этого года, как вы верно отметили, в системе фиксируются все нотариальные действия, начиная от самых простых копий документов. Сегодня каждый нотариус Российской Федерации, совершив действие, обязан незамедлительно занести эти сведения в систему.
Условно говоря, заверена доверенность, человек пошел в банк за деньгами, и банк уже имеет возможность убедиться, что доверенность действительна. Для этого существует публичный доступ на сайте Федеральной нотариальной палаты. У любого лица есть доступ к этому ресурсу.
И если говорить о движимом имуществе, то на рынке отчуждения транспортных средств сегодня наведен полный порядок.
– Наше издание все-таки больше интересует недвижимое имущество.
– Единым государственным реестром недвижимости занимается, как известно, Росреестр. Нотариусы в скором времени должны получить к нему доступ как пользователи. На бумаге мы с 1 января сего года уже допущены к реестру ЗАГСа, но на практике это еще не так.
Что касается сделок с недвижимостью, а также всех других нотариально удостоверяемых – на нас возложена обязанность собирать информацию о сторонах, участвующих в сделке. Если это физические лица, нотариус обязан запросить информацию, не является ли человек банкротом и не началась ли в его отношении процедура банкротства. Мы получаем сведения о лишении лица дееспособности, из ЕГРН – данные о стоимости и наличии обременений недвижимого имущества. В центре кредитных историй также запрашиваем информацию о задолженностях. В общем, для совершения нотариальных действий необходимо множество предварительных проверок.
В начале года было непросто, даже приходилось откладывать сделки, сейчас система заработала, и мы в режиме онлайн оперативно получаем необходимые сведения. Более того, мы ни от физических, ни от юридических лиц не вправе требовать никаких справок, а должны самостоятельно запрашивать их в госорганах, причем делается это все бесплатно.
– Понятно, что есть сделки, где нотариальное удостоверение обязательно (с долями, при участии несовершеннолетних и недееспособных). Но граждане могут обратиться к нотариальной форме и по собственной воле. Насколько часто это происходит?
– За последние два года число сделок с недвижимостью у петербургских нотариусов выросло в полтора-два раза. С одной стороны, это много, а с другой – очередей в нотариальных конторах мы не видим.
Кстати, отмечу, что в Петербурге, в отличие от многих регионов России, особых сложностей не возникло, когда сделки, связанные с отчуждением долей недвижимого имущества, стали обязательно удостоверяться нотариально (это требование введено два года назад). Потому что в нашем городе традиция обращаться к нотариусам довольно давняя, и до 40% сделок с недвижимостью даже в самые худшие для нотариата времена совершались в нотариальной форме.
– А с какой целью вводился обязательный нотариат для сделок с долями?
– Главная цель – прекратить «рейдерские» захваты коммунальных квартир. Это те случаи, когда приобретались микродоли в недвижимом имуществе, а потом добросовестных владельцев начинали выживать непонятные люди, которые становились сособственниками. Нотариальная форма была призвана поставить препон таким ситуациям.
По большому счету, эта задача выполнена. Но считаю, что в принципе возможность отчуждения микродолей не имеет смысла, ведь пользоваться ими граждане не могут. Нужно просто ликвидировать такую возможность законодательно. Кстати, для нежилых помещений, в частности паркингов, уже есть серьезные изменения: теперь сособственник, имеющий долю в праве, где их (долей) больше 20, может разместить информацию на сайте Росреестра и таким образом уведомить своих сособственников. Раньше это была большая проблема. Система должна была заработать еще в прошлом году, но вот только в феврале этого года она начала функционировать. Теперь соседи по паркингу сами должны отслеживать данную информацию, никто не станет бегать за ними и упрашивать подписать отказ.
– А в жилой недвижимости, в тех же коммуналках, возможна такая революция?
– Я абсолютно убежден, что это только первый шаг. В коммуналках, где пять сособственников, еще какие-то варианты для уведомления есть. А если больше – практически тупик. Наконец-то пришли мы к тому, что вернувшееся уведомление имеет юридическую силу. И опыт европейских стран говорит о том, что эта правильная система. Многие мошеннические схемы будут порушены.
– Но стопроцентную защиту от мошенников нотариус ведь и сегодня не дает?
– Стопроцентную – дает только Господь Бог.
– А нотариус – это дополнительная возможность защищать свои права в суде?
– Совершенно верно. Люди не всегда понимают суть документов, которые они подписывают. Нотариус просто обязан удостовериться в том, что, например, подписывая договор дарения, пожилой человек отдает себе отчет – это не завещание, он отдает свое жилье совершенно безвозмездно, и отменить решение уже нельзя. Ладно еще близкому родственнику, а если совершенно незнакомому человеку…
– Что принципиально нового вносит в нашу жизнь электронный реестр учета нотариальных действий?
– Главное – исключается возможность совершать те или иные действия задним числом. Внесение сведений в реестр должно быть незамедлительным. Даже если у нас в конторе выключили свет, то, внося сведения, мы должны будем объяснить, почему вносим их спустя время.
– Итак, получая более широкие полномочия, нотариусы получили и «колпак» контроля?
– Это бремя, буду высокопарным – вериги, которые мы сами на себя надели, чтобы среди нас не могли даже появиться такие люди, которые совершат правонарушение, не говоря уже про преступление. Сегодня заверить завещание задним числом практически невозможно.
– Все сделки с недвижимостью, которые вы удостоверяете, могут пройти электронную регистрацию в Росреестре?
– Да, это так. Часто граждане не хотят платить даже невеликую сумму от 1500 до 3000 руб. и предпочитают самостоятельно подать документы через МФЦ. Но те, для кого важна срочность, используют нотариальный вариант, и риэлторы тоже активно пользуются такой возможностью. Электронная регистрация работает уже два года, сегодня установленный срок – один рабочий день – соблюдается. Правда, отсчет начинается со следующего утра после подачи документов. Зато у МФЦ – минимум неделя. При этом и расчет производится через депозит нотариуса, а это один из самых защищенных видов расчетов. Недавно наш коллега из Ленобласти доказал через суд, что средства, находящиеся на депозите нотариуса, не должны попадать в конкурсную массу и идти на счет Агентства страхования вкладов при банкротстве банка. Это наша маленькая победа.
– Однако ж и у этой формы расчетов должны быть свои недостатки. Понятно, что банковская ячейка лучше, чем пакет с наличностью. Банковский аккредитив тоже прекрасен, особенно когда больше сотни банков лишаются лицензии. А здесь – есть какой-то подвох?
– Не вижу особых подвохов. Чтобы провести расчет через депозит нотариуса за 2200 руб., сделке надо придать нотариальную форму. Там свои тарифы. Если форма простая письменная, то за квартиру в 5 млн руб. заплатите примерно 25 тыс. руб. Ну и, конечно, главный «недостаток» – это полная прозрачность сделки. Тут никак не скроешь настоящую стоимость, она попадет и в Налоговую, и в Росфинмониторинг. И еще вопрос, кто больше заинтересован в сокрытии информации – риэлторы или их клиенты. Но я надеюсь, что сегодня все стремятся к прозрачному рынку.
Проводки между банками – тоже подводный камень: есть любители снять проценты, но наши нотариусы всегда предупреждают о таких вещах, это их обязанность.
Досье БН
Петр Васильевич Герасименко
Родился в 1965 году. После службы в армии поступил на юридический факультет Ленинградского государственного университета. Работал юрисконсультом на предприятиях. В нотариате с 1992 года. Назначен на должность частнопрактикующего нотариуса в апреле 1994 года. Неоднократно избирался членом правления Нотариальной палаты Санкт-Петербурга. Исполнял обязанности вице-президента НП СПб.
С 2013 года президент Нотариальной палаты Санкт-Петербурга.
Член правления Федеральной нотариальной палаты.