Как показывает многолетняя практика, пуск новой станции метрополитена в эксплуатацию дает мощный толчок к развитию жилищного строительства вокруг нее и росту цен на уже существующую недвижимость (если, конечно, она есть).

За примерами далеко ходить не надо: можно вспомнить хотя бы, что представлял собой микрорайон близ нынешней станции метро «Парнас» до ее открытия в 2006 году, – и сравнить с тем, как он выглядит сейчас.

Местоположение и близость к метро являются одними из основополагающих факторов при оценке стоимости недвижимости.

Руководитель Центра оценки и аналитики БН Мария Бент рассказывает, что разница в цене объектов, расположенных в одном районе, но на разном расстоянии от метро, варьируется от 5 до 20%

«Но фактором удорожания также является качество жилищного фонда: в старых панельных домах 70-х годов постройки увеличение минимальное, а в новой вторичке – максимальное. До открытия новых станций метро повышение будет носить вялотекущий характер, так как планируемые сроки открытия зачастую не соблюдаются. Как только произойдет открытие, цены могут измениться скачкообразно», – подчеркивает эксперт.

Приморский район дорожает

Из пяти новых станций, которые в этом году будут открыты в Петербурге, две – «Беговая» и «Новокрестовская» – входят в состав Невско-Василеостровской линии. Обе они строятся как часть инфраструктурного обеспечения чемпионата мира по футболу – 2018 и частично за счет федеральной казны. Рядом с «Новокрестовской» только стадион, жилья здесь нет.

Зато «Беговая» расположена в густонаселенной части Приморского района – на пересечении улиц Савушкина и Туристской. Мария Бент отмечает, что открытие этой станции в первую очередь разгрузит наземный общественный транспорт микрорайона (возможно, на метро пересядет и часть автомобилистов), а также приведет к повышению стоимости квадратного метра объектов, которые будут расположены в пешей доступности от метро, на 10-20%.

По подсчетам аналитиков БН, с января 2017-го по январь 2018 года квадратный метр жилья в микрорайоне будущей станции уже подорожал на 3,19%.

Управляющий директор департамента инвестиций в недвижимость Becar Asset Management Group Катерина Соболева утверждает, что в Приморском районе стоимость вторичного жилья и так не назовешь низкой, а с открытием новых станций метро и, соответственно, с улучшением транспортной доступности цены повысятся на 7-10% и скорректируются относительно других районов. «При этом цены начнут расти с открытием новых станций», – уверена она. Заметим, что произойти это событие должно в конце апреля.

Фрунзенский район не отстает

Следующие три станции, которые будут запущены в этом году (скорее всего, в декабре), входят в состав Фрунзенского радиуса. Станция «Шушары» станет самой южной в городе. Она расположена в Автозаводском проезде, западнее пересечения с Софийской улицей – посреди обширной промзоны. Эксперты говорят, что открытие станции никак не скажется на стоимости жилья: вопреки устоявшемуся мнению, одноименный жилой микрорайон к станции отношения иметь не будет, так как расположен в пяти километрах (до «Купчино» от Шушар около трех).

А станции «Дунайский проспект» и «Проспект Славы» как раз находятся в давно обжитых кварталах Северного Купчино – на пересечении Бухарестской улицы соответственно с Дунайским проспектом и проспектом Славы.

По словам Марии Бент, открытие новых станций метро во Фрунзенском районе отразится на жилищном фонде, расположенном в пешей доступности от будущих станций метро. «Однако пуск в эксплуатацию “Проспекта Славы” окажет меньшее влияние на цены, поскольку неподалеку (около 1,5 км) находится станция метро “Международная”. А вот от вестибюля “Дунайского проспекта” до ближайшей станции “Купчино” более 2,5 км, так что здесь жилье подорожает сильнее», – поясняет она.

Но пока что тенденция обратная: стоимость квадрата в окрестных кварталах за год чуть-чуть снизилась. Правда, в пределах статистической погрешности – на 0,1-0,3%. Связано это с не самым лучшим качеством жилищного фонда в этой части города. В основном он состоит из старой советской панели. А она в последние годы дешевеет прямо на глазах, причем довольно сильно. Так что новое метро, пожалуй, сможет лишь приостановить этот процесс в данной конкретной локации – но вряд ли повернет его вспять.

Подорожание неизбежно

Информация об открытии новых станций в скорой перспективе, безусловно, стимулирует повышение спроса на квартиры в домах, расположенных в радиусе километра-двух. Впрочем, многое зависит от того, насколько конкретны планы по их строительству, а с этим в нашем городе традиционно большие проблемы. Стабильно новое метро развивается лишь в Москве, бюджет которой вчетверо превышает петербургский.

Однако если открытие новых станций не вызывает сомнений, то, как подчеркивают эксперты, дорожает прежде всего сегмент новой вторички

Так, по словам представителя АН «Петербургский квартал» Анны Липуновой, новые дома рядом с «Беговой», «Проспектом Славы» и «Дунайским проспектом» в прошлом году уже прибавили в цене 5-10%. «Непосредственное открытие станций приведет к еще большему повышению стоимости квадратного метра: в течение полугода примерно на 10-15%», – заключает эксперт.

Правда, стоит отметить, что новой вторички много лишь в Северо-Приморской части и выиграть на грядущем ее подорожании сейчас будет довольно затруднительно: слишком мало осталось времени на совершение сделки. В Северном Купчино новостроек нет совсем, а новой вторички сравнительно немного (можно вспомнить разве что недавно сданный ЖК «София» близ будущей станции «Проспект Славы»). Зато больше времени на инвестиции.

Текст: Юлия Чаюн    Фото: Jordan Sanchez on Unsplash