– Сергей Антонович, у меня складывается впечатление, что в последний год вы стали уделять больше времени публичной деятельности. Что-то изменилось?

– Это не совсем так. Да, с этого лета я стал более активно пользоваться соцсетями. В последнее время facebook для моих коллег-риэлторов – ключевая площадка профессионального общения на злободневные темы. Мы обсуждаем вопросы адаптации бизнеса к новым реалиям и его выживания. Нужно называть вещи своими именами. Вторая причина в том, что «Итака» идет в ногу со временем, а активность в соцсетях – неотъемлемая часть работы на современном рынке недвижимости. Моя задача как руководителя – продемонстрировать это на личном примере.

Что касается баланса публичной работы и развития компании, то он не меняется. Дело вот в чем. Да, агентство «Итака» – это родная для меня компания, и ей уже 24 года. Да, порой мы действовали методом проб и ошибок, но никогда не ждали, когда к нам придут клиенты, а сами шли к ним, целенаправленно выстраивая именно такую компанию – сеть небольших офисов в Петербурге, ближних пригородах и дальних райцентрах. Да, мы гибкие и динамичные. Да, у нас дружная, сыгранная команда, все, кто сегодня работает на руководящих позициях, опытны и прошли жесткий профессиональный отбор. Да, наши офисы объединены брендом, корпоративным стилем, правилами работы и кодексом этики фирмы. Но, несмотря на эти общие признаки, все офисы разные, среди них нет двух одинаковых.

Можно сказать, что наша компания – это своего рода зеркало, модель большого рынка недвижимости. Она работает, пережила все кризисы. Но мы зависим от погоды в риэлторском профессиональном сообществе, поэтому пытаемся на нее влиять.

– Сколько у вас офисов – можете ответить сходу? Какие из них самые перспективные?

– На сегодняшний день – 43, из них 25 в Петербурге, 17 – в Ленобласти, преимущественно в райцентрах. Есть небольшой офис в Пскове. Хотя, действительно, на этот вопрос иногда сложно ответить без запинки. Мы переживали подъемы и кризисы, расширялись, сжимались, переезжали, открывали новые офисы и с сожалением закрывали те, где работа не заладилась. В годы бурного экстенсивного развития у нас было 54 офиса. Все те, что остались сегодня, активно работают.

– Где дела идут лучше – в городе или области?

– Все зависит от офиса. Вот, к примеру, в этом месяце мы отметили десятилетие «Итаки» в Лодейном Поле. Это один из лучших офисов и по качеству работы, и по рентабельности. Клиенты чувствуют себя там как дома. Почему? Да потому что сложилась хорошая профессиональная команда.

– Вы полагаете, что стратегия, направленная на развитие сети офисов, не устарела?

– Наоборот, я считаю, что сегодня, несмотря на развитие интернет-технологий, территориальное развитие не потеряло актуальности. Все хотят работать в сети, нам интереснее «в полях» – быть связующим звеном между реальным миром недвижимости и виртуальным.

Сейчас в сети появилось немало ресурсов, идеологи которых пытаются показать потребителям, что рынок стал прозрачным, документооборот – сплошь электронный, а риэлтор – вроде как лишнее звено. Да, продавец может сам сделать фотосессию, загрузить фото, сформировать объявление о продаже, показывать квартиру всем желающим.

Но вот ведь что получается: физлицо (покупатель) вступает в договорные отношения с другим физлицом – продавцом. Вы нашли друг друга по объявлению, ничего не знаете о контрагенте, его адекватности и порядочности. При этом и тот, и другой оперируют самым дорогим, что у них есть: один – недвижимостью, другой – немалыми деньгами, сбережениями родных, кредитными обязательствами. Для подавляющего большинства из нас сделка с недвижимостью – одно из самых значимых в жизни событий. И вы готовы довериться человеку, которого видите первый раз в жизни?

– В каких изменениях нуждается сегодня рынок недвижимости?

– За двадцать с лишним лет у нас так и не появилось реальных юридических механизмов, которые защищали бы права добросовестных приобретателей и продавцов от непорядочных контрагентов и посредников. Это причина бить тревогу.

Вот свежий сюжет. Я член совета Ассоциации риэлторов Санкт-Петербурга с 1996 года. Поступает заявка на вступление от новой компании, а представляет ее человек, который много лет назад был у нас руководителем офиса и в какой-то момент исчез в неизвестном направлении, не выполнив обязательств перед клиентами. С клиентами мы тогда все вопросы, разумеется, урегулировали. И вот этот «знакомый» всплывает как коммерческий директор новой компании. К счастью, проработал в ней недолго: тоже не оправдал доверие и опять растворился в тумане.

Проблема в том, что рынок большой, таких людей много. Просто наши с ними пути в профессиональных объединениях пересекаются редко – в данном случае просто «повезло». Но факт есть факт: у профессиональных ассоциаций нет реальных инструментов, чтобы оградить клиентов от недобросовестных посредников.

Я уверен, что у риэлторского сообщества еще есть возможность сделать рынок прозрачным и изменить ситуацию в свою пользу, причем в сжатые сроки. Это не только в интересах бизнеса (он адаптивен по определению и выживает в любых условиях), но и – в первую очередь – в интересах потребителя.

– Вы вошли в рабочие группы – при Российской гильдии риэлторов, а также в «неформальной», сетевой – под руководством Зинаиды Габриэль. Во втором случае речь о комиссии, посвященной законодательным вопросам. На какие подвижки вы рассчитываете?

– Крайне актуальным в риэлторском бизнесе остается вопрос сертификации/лицензирования. У сертификации есть недостаток – она добровольная: не хочешь соблюдать правила – не вступай. Оптимальный и стратегически правильный вариант – лицензирование. В Канаде, на опыт которой мы постоянно ссылаемся, формат гослицензирования разного рода предпринимателей имеет много плюсов. Но наше законодательство сейчас заточено на саморегулирование, а не на расширение списка лицензируемых видов деятельности.

В любом случае, если законодательные изменения будут производиться без учета опыта практиков, есть риск вместе с водой выплеснуть и ребенка.

– Какой вопрос вы считаете самым важным сейчас?

– Конечно же, создание профессиональным сообществом портала федеральной базы недвижимости. Разговоры о мультилистинговых системах ведутся с момента появления профессиональных риэлторов – больше двадцати лет. Нынешнему руководству РГР удалось серьезно продвинуться в решении этого вопроса: уже в декабре этого года должна появиться рабочая площадка, на которой будет построена федеральная МЛС.  

– Аббревиатура МЛС мало о чем говорит не только клиентам, но и агентам нового поколения. Это ведь не просто база данных?..

– Да, конечно, МЛС – это прежде всего площадка, диктующая цивилизованные правила игры. Что она подразумевает? Во-первых, эксклюзивные отношения «агент – клиент». Заключив эксклюзивный договор, агент получает стимул работать. Во-вторых, это соглашение цивилизованных риэлторов о совместной работе с разделом комиссионного вознаграждения между агентом продавца и агентом покупателя. Конечно, впереди много работы, но я считаю, что это уже прорыв и новый фундамент.

– Как МЛС, будучи закрытой базой данных, встроится в рынок, где на открытых площадках представлены сотни тысяч предложений? В сети время от времени появляются призывы риэлторов к коллегам бойкотировать те или иные площадки, в том числе создаваемые банковскими структурами.

– Представление о МЛС как о сугубо закрытой базе – устаревшее. Современные МЛС всегда имеют открытую для клиентов часть, это практика и США, и Канады. Я не вижу противоречий. Публичные площадки – отличный инструмент для продвижения, но они решают другие задачи.

Что касается нашей компании, то мы противники любых бойкотов. Вы ведь были в нашем офисе в Лодейном Поле. Мы арендуем офис на территории Сбербанка. Это удобное и продуктивное соседство, здесь каждый занимается своим делом – почти в режиме одного окна. Я считаю, что лучшее место для офиса агентства недвижимости – между ипотечным банком и МФЦ. В конце концов, не операционисты банка и не регистраторы будут искать и показывать клиенту квартиру. Это не их работа.

А самое важное для нас сегодня – вне зависимости от того, затянется ли работа по формированию федеральной базы данных, в нашей компании в рамках модернизации создается своя внутренняя МЛС. Именно над этим мы сейчас активно работаем.

– В связи с этим возникает вопрос: как у вас обстоит дело с совместными сделками?

– Честно? Они случаются, но хотелось бы, чтобы их было больше. Кстати, прослеживается прямая зависимость: чем сильнее офис – тем больше совместных сделок.

– У вас есть текучка кадров?

– Конечно, есть. Как же без нее! Но сегодняшний топ-менеджмент компании – это слаженная команда ответственных специалистов. При этом почти любой успешный офис – это дружная семья.

– Охарактеризуйте настоящего агента-профи.

– Это человек, которому клиент может доверять в силу его квалификации, опыта и поддержки компании. Это человек, который пришел в профессию всерьез и надолго, он никогда не бросает своих клиентов. Ну и, конечно, знаток своего района.

– Каким был для вашей компании ее 24-й год? Трудным?

– Застойным точно не был, он был интересным и принес компании много нового. Что касается финансовых результатов, то для вторичного рынка они определенно лучше, чем в прошлом году. Для сегмента новостроек – чуть хуже. С загородной недвижимостью все непросто. Десять лет назад, когда мы активно осваивали Ленобласть, в территориальных отделениях до 80% приходилось на дома и участки, 20% – на квартиры. Сейчас все ровно наоборот. Но спрос на загородные объекты растет: сегодня он активнее, чем два-три года назад.

– Вам по-прежнему нравится работать в компании?

– Мне нравится создавать что-то, что приносит пользу людям – и сотрудникам, и клиентам. Я учусь – в том числе на ошибках. Были моменты, когда казалось, что ты уже все знаешь и умеешь, но если тебя никто и ничто не может ничему научить – стоит задуматься, может, в тебе что-то не так?

В начале октября мне довелось принять участие во Всероссийском жилищном конгрессе, который блестяще организовал «Бюллетень недвижимости». Хорошее мероприятие, тонизирующее и, как любое полезное мероприятие, в некотором смысле выводящее из зоны комфорта. Выступая там с докладом, на вопрос, есть ли будущее у риэлторского бизнеса, я однозначно ответил: «Да, есть, но при условии большой работы над собой – и на уровне каждой компании, и на уровне всего риэлторского сообщества».

Будущее за цивилизованными, ответственными, амбициозными риэлторами. 25-й год «Итаки» обещает быть очень интересным и для тех, кто давно работает в компании, и для активных новичков. Впереди нас ждет очень много созидательной работы!

Текст: Филипп Урбан    Фото: Алексей Александронок