В течение двух часов на вопросы заинтересованных лиц отвечала начальник отдела геодезии и картографии Ирина Антоньевна Спиридонова. Вот некоторые ответы на вопросы.


Вопрос: На выполнение каких видов геодезических и картографических работ, ранее подлежащих лицензированию, с 01.01.2017 более не требуется наличие лицензии?

Ответ. В связи с изменением перечня видов геодезических и картографических работ, подлежащих лицензированию, с 1 января 2017 года прекратили действовать лицензии, предоставленные на выполнение следующих видов работ:

  • дистанционное зондирование Земли в целях обеспечения геодезической и картографической деятельности;
  • геодинамические исследования на базе геодезических и космических измерений;
  • создание и ведение географических информационных систем федерального и регионального назначения;
  • проектирование, составление и издание общегеографических, политико-административных, научно-справочных и других тематических карт и атласов межотраслевого назначения, учебных картографических пособий;
  • проведение геодезических, картографических, топографических и гидрографических работ в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации;
  • обеспечение геодезическими, картографическими, топографическими и гидрографическими материалами (данными) об установлении и изменении границ субъектов Российской Федерации, границ муниципальных образований;
  • картографирование Антарктиды, континентального шельфа Российской Федерации, территорий иностранных государств и Мирового океана, в том числе создание топографических и морских карт;
  • производство геодезических и гидрографических работ в океанах и морях в целях обеспечения безопасности общего мореплавания.

Если предоставленная до 31.12.2016 юридическому лицу лицензия содержит только вышеперечисленные пункты, ее действие прекратилось с момента вступления в силу новых законодательных актов – с 01.01.2017.

Однако, в соответствии с частью 6.1 статьи 22 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», за этим юридическим лицом остается право переоформления такой лицензии в том случае, если руководителем организации будет принято решение о включении в нее нового или новых видов работ из Перечня выполняемых работ, составляющих геодезическую и картографическую деятельность, подлежащих лицензированию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2016 № 1099.

В случае же, если юридическое лицо намерено использовать данное законом право и добавить в лицензию новый вид работ, оно должно подать в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу заявление о переоформлении ранее выданной лицензии в порядке, предусмотренном статьей 18 Закона о лицензировании и пунктом 9 Положения о лицензировании геодезической и картографической деятельности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2016 № 1099, и по форме, утвержденной приказом Федеральной службы государственной регистрации от 08.06.2012 № П/238 (в редакции приказа Росреестра от 16.11.2015 № П/591).

Если юридическое лицо не хочет использовать данное законом право переоформления лицензии в связи с добавлением нового (-ых) видов работ, оно должно подать в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу заявление о прекращении действия лицензии.

Указанные выше действия необходимо произвести в срок до 1 октября 2017 года. После этого срока, если от юридического лица не поступит никакого ответа, в целях актуализации реестра лицензий действие такой лицензии будет прекращено.


Вопрос:  Организация, имеющая в лицензии вид деятельности, наименование которого в новом Перечне выполняемых работ, подлежащих лицензированию, было изменено, может переоформить лицензию только по этому виду работ или, учитывая, что в новом перечне появились виды работ, ранее не подлежавшие лицензированию, имеет право при обращении в лицензирующий орган добавить его (их) в переоформленную лицензию?

Ответ. Юридическое лицо при подаче заявления о переоформлении может переоформить лицензию, в том числе указав в ней еще одну причину переоформления – добавление нового вида работ.


Вопрос:  Как и в какие сроки будет проходить переоформление лицензии?

ОТВЕТ. Положение о лицензировании геодезической и картографической деятельности, вступившее в силу с 01.01.2017, по каждому из видов работ содержит список необходимых для их выполнения специальностей или направлений подготовки работников юридического лица (индивидуального предпринимателя), обратившегося в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии, или работников юридического лица (индивидуального предпринимателя), имеющего лицензию. В старом положении такие конкретные требования отсутствовали.

В связи с этим при проведении лицензионного контроля при переоформлении лицензии будут просматриваться не только поданные документы, но лицензионное дело на предмет наличия у работников лицензиата необходимых для выполнения лицензируемых видов работ специальностей или направлений подготовки высшего или среднего профессионального образования, наличия необходимых технических средств и оборудования для выполнения каждого вида работ, зданий и помещений, а также системы контроля качества лицензируемых видов работ.

В срок не позднее 30 рабочих дней со дня получения заявления о переоформлении будет приниматься решение по каждому лицензируемому виду работ.

В случае положительного решения все виды лицензируемых работ, по которым приняты положительные решения, будут внесены в переоформленную лицензию. В отношении лицензируемых видов работ, по которым будет принято отрицательное решение, лицензиату будет направлено соответствующее уведомление с указанием причин отказа.


Вопрос:  Если организация в начале 2017 года в связи с изменением законодательства в области лицензирования переоформила лицензию, она будет действовать бессрочно, как указано в лицензии, или могут быть случаи, когда потребуется новое переоформление лицензии?

Ответ. В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия подлежит переоформлению в случаях:

  • реорганизации юридического лица в форме преобразования;
  • изменения наименования юридического лица;
  • изменения имени, фамилии, отчества индивидуального предпринимателя;
  • изменения адреса места нахождения юридического лица;
  • изменения места жительства индивидуального предпринимателя;
  • изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем;
  • изменения перечня выполняемых работ.

Порядок переоформления лицензии изложен в статье 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Переоформление лицензии осуществляется в течение 10 рабочих дней (часть 16 статьи 18 вышеназванного закона) или 30 рабочих дней (часть 17 статьи 18 Закона) со дня получения Управлением соответствующего заявления и прилагаемых к нему документов.

В переоформлении лицензии может быть отказано в случаях представления организацией недостоверной или искаженной информации, а также установления в ходе проверки несоответствия организации лицензионным требованиям (части 7 и 9 статьи 18 Закона).

Лицензиат должен соответствовать лицензионным требованиям постоянно, пока он имеет действующую лицензию (даже если в проверяемый период лицензиат не выполнял работ, входящих в лицензируемый вид деятельности).


Вопрос:  Я представляю муниципальное учреждение, которое в прошлом году выполняло работы по установлению границ муниципальных образований. Требуется ли нашей организации получение лицензии на данные работы в связи с изменением законодательства?

Ответ. Начиная с 2017 года получение лицензии на проведение этих работ необходимо. В пункте 8 Перечня выполняемых работ, составляющих геодезическую и картографическую деятельность, подлежащих лицензированию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2016 № 1099, указано, что лицензированию подлежат работы по установлению и изменению границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований. Вам необходимо обратиться в территориальный орган Росреестра по месту регистрации вашего муниципального учреждения с заявлением о предоставлении лицензии и с приложением документов, которые перечислены в пункте 3 статьи 13 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».


Вопрос:  Какие действия необходимо предпринять, если организация-лицензиат утратит оригинал лицензии или он будет испорчен при каких-то форс-мажорных обстоятельствах?

Ответ. В случае утраты лицензии или ее порчи лицензиат вправе обратиться в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, с заявлением о предоставлении дубликата лицензии. Порядок предоставления лицензирующим органом дубликата лицензии и копии лицензии изложен в статье 17 Закона о лицензировании.

К заявлению о предоставлении дубликата лицензии в случае ее порчи лицензиат, его правопреемник или иное предусмотренное действующим законодательством лицо предоставляет в лицензирующий орган, выдавший лицензию, испорченный бланк лицензии.

За выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Лицензиат также вправе обратиться в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении копии лицензии. Необходимость в предоставлении лицензиатом иных документов для получения заверенной копии лицензии отсутствует. Копия лицензии предоставляется бесплатно.

Дубликат лицензии, заверенная копия лицензии вручаются (направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении) лицензиату в течение трех рабочих дней со дня получения лицензирующим органом заявления о предоставлении дубликата лицензии или копии лицензии.


Вопрос:  Повлияли ли произошедшие изменения в лицензировании геодезической и картографической деятельности на сумму госпошлины, которую необходимо уплатить в случае получения или переоформления лицензии?

Ответ. Согласно статье 10 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ за предоставление лицензии, переоформление лицензии, выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно подпункту 92 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием, уплачивается государственная пошлина:

  • за предоставление лицензии – в размере 7 500 рублей;
  • за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности, в том числе о реализуемых образовательных программах, – в размере 3 500 рублей;
  • за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в других случаях – в размере 750 рублей;
  • за предоставление временной лицензии на осуществление образовательной деятельности – в размере 750 рублей;
  • за предоставление (выдачу) дубликата лицензии – в размере 750 рублей.

Вопрос:  Если у нашей организации, желающей выступить заказчиком работ для юридического лица, имеющего лицензию Росреестра на выполнение геодезических работ, есть сомнения, можем ли мы обратиться в лицензирующий орган, чтобы проверить, действительно ли предъявленная нам в виде копии лицензия является действующей?

Ответ. Конечно же, можете. Сведения о конкретной лицензии предоставляются лицензирующим органом бесплатно в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении таких сведений.

Сведения о конкретной лицензии могут быть переданы заявителю лично или направлены ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в виде выписки из реестра лицензий, либо копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата.


Вопрос:  Мы обнаружили нашу организацию в Плане проведения проверок Управления Росреестра по Санкт-Петербургу на 2017 год. Указанная тема – лицензионный контроль. Каковы наши действия в связи с этим?

Ответ. Порядок организации и осуществления лицензионного контроля прописан в статье 19 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ. Плановая проверка лицензиата проводится в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, разработанным в установленном порядке и утвержденным лицензирующим органом.

Основанием для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок является:

1) истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии;

2) истечение трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата;

3) истечение установленного Правительством Российской Федерации срока со дня окончания последней плановой проверки лицензиата, осуществляющего лицензируемый вид деятельности в сферах здравоохранения, образования, в социальной сфере.

Предметом плановой проверки по лицензионному контролю является соблюдение лицензиатом обязательных требований законодательства в области геодезической и картографической деятельности, которые установлены Положением о лицензировании геодезических и картографических работ, утвержденным постановлением Правительства от 28.10.2016 № 1099, и отражены в пункте 4 Положения о лицензировании.

В Плане проведения плановых проверок Управления Росреестра по Санкт-Петербургу указан и период (месяц года), на который запланирована проверка. Для получения консультации можно обратиться в отдел геодезии и картографии либо дождаться по почте получения копии распоряжения о проведении плановой выездной проверки, в котором будут указаны точная дата начала плановой проверки, обязательные требования, подлежащие проверке, и перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.