Предшествовал этим событиям деловой тур по Калифорнии. Он позволил ближе познакомиться с опытом коллег из США в области построения бизнеса и составить представление о том, что же сегодня происходит на рынке недвижимости, переживающем последствия нашумевшего ипотечного кризиса. Если откинуть в сторону неоднозначные впечатления туристического плана (кроме природы, ни удивить, ни порадовать нас теперь в США по большому счету особо нечем: ширпотреб, новодел, бутафория, культура «фаст-фуд» преобладают), то вот сухой остаток – сугубо на тему «изучения опыта зарубежных коллег» – оказался достаточно весомым и многогранным.
Яркие фрагменты впечатлений мы сегодня и представим.
Имитация – двигатель торговли
Широко распространена сегодня в США тенденция организации офисов по продажам при инвестиционностроительных компаниях по принципу максимальной наглядности. Такой подход способен подтолкнуть потенциального покупателя к решительным действиям на фоне довольно вялого нынче рынка, помогая клиенту мыс- ленно обживать будущее пространство для жизни или для бизнеса.
Получая пятно под застройку, фирма часто здесь же, «не отходя от кассы», организует просторный сейлз- офис – на участке, который по плану застраивать не предполагается. Впрочем, если компания осваивает сразу несколько проектов, то все они могут быть представлены в одном месте – на территории наиболее удободосягаемого объекта. Легкая мобильная конструкция временного сооружения не требует особых затрат. Центральный демонстрационный зал, в котором находятся тщательно проработанные макеты сооружаемого здания и окружающих его построек, удобные комнаты для конфиденциальных переговоров и – «изюминка» всей затеи – имитация двух-трех квартир или офисов из каждого проекта в натуральную величину. Полностью оснащенных и меблированных, причем – с панорамным видом из окон, в точности соответствующим тем пейзажам, что будут радовать взор счастливых владельцев помещения. Обойдешь все закоулки, рассмотришь и на ощупь попробуешь все, к чему рука тянется, полюбуешься мраморной отделкой ванной комнаты, кухней, оборудованной по последнему слову кулинарной техники, различными изящными аксессуарами, дополняющими интерьеры. А затем погрузишься в удобное кресло, любуясь закатом над заливом… Несколько минут медитации – и вот уже тянет раскошелиться и претворить в жизнь чувственную сию идею.
Одна и та же компания часто первоначально выступает в роли застройщика, а впоследствии – управляющего недвижимостью. Так что много лет отвечает перед своим покупателем за то, насколько точно его чаяния были реализованы в соответствии с обольстившей его имитацией.
Все на благо риэлтора
Посочувствовав упадку рынка США и снижению объема продаж, мы тем не менее порадовались за своих американских коллег с точки зрения оснащенности и поддержки их бизнеса. Впрочем, возможно, когда нашему рынку – ровеснику приватизации – исполнится 100 лет… А пока можно, не дожидаясь этого радостного события, смело заимствовать то, что уже наработано другими. Начиная с малого, а именно – наличия при каждой локальной ассоциации методического кабинета и магазина с риэлторским антуражем: специальной литературой, необходимым инструментарием (например, табличками, вывесками, электронными рулетками и др.) и программным обеспечением, облегчающим работу офиса, учет сделок, ведение клиентской базы и пр. И заканчивая глобальным – существованием целой индустрии, масштабно освещенной в рамках конгресса и выставки. Здесь уже представлены: множество направлений по обучению, информационному обеспечению и обмену, техническому оснащению и поддержке профессионалов по недвижимости со стороны смежных отраслей (страхования, кредитования, консалтинга по инвестициям, а также законодательству и налогообложению), рекламная поддержка, различные виды экспертизы и т. д. Одних только компаний, предлагающих, к примеру, такой продукт, как виртуальные туры, в выставке участвовало 17.
Когда 100 лет назад участники рынка недвижимости объединились, одной из их главных идей было создание условий, при которых этот бизнес превратится в уважаемую профессию. И сегодня в США это так. |
А в ходе Конгресса НАР, на который съехалось более 30 тысяч профи, были проведены различные курсы по обучению и повышению квалификации на основании десятков программ и специализаций.
Когда 100 лет назад участники рынка недвижимости объединились, одной из их главных идей было создание условий, при которых этот бизнес превратится в уважаемую профессию.
И сегодня в США это так. Но лишь благодаря жестким требованиям к профессионализму и мощной поддержке для тех, кто к нему стремится. Мы можем многое перенять и, припомнив старые заветы, «догнать и перегнать Америку» (то есть пройти путь становления высокопрофессионального бизнеса за гораздо более короткий срок). Если есть чему поучиться – грех не воспользоваться, поскольку «собственная гордость», увы, пока не совсем уместна.
Общее достоинство, присущее нашим заморским коллегам, – уже личного плана. Это позитивное мышление и предельная целеустремленность.
Никакой рефлексии! Да, кризис. Да, продажи упали, цены съехали. И что это означает? А только одно: настало время покупать! Есть роскошный выбор по невиданным за последние годы условиям! Умный инвестор придет сегодня и сильно выиграет. Но только если это – долгосрочные инвестиции в перспективном регионе. А с таким выбором мы вам поможем! И так это искренне и «с огоньком» заявляется, так убедительно звучит, что начинаешь верить и невольно обшаривать карманы в поисках денежек. А ведь и впрямь: когда еще купишь дом у океана через «попавший» банк за полцены?