– Николай Борисович, признайтесь: «Театр Дяди Коли» – ваша идея?

– Не угадали. Это давняя идея генерального директора Колтушской Строительной Компании Сергея Владимировича Леонтенко. И когда я стал у него работать помощником, он предложил мне, как человеку, долгие годы связанному с театром, попробовать создать такое концептуальное пространство, которое бы вписывалось в рамки выделяемого помещения.

– Получается, что в жилом комплексе «Центральный», что возведен в Колтушах на улице Иоанна Кронштадтского, только в одном корпусе первый этаж традиционно занимает коммерческое предприятие – универсам. А в двух других первые этажи отданы застройщиком под центр эстетического развития и театр.

– Совершенно верно. Центр Эстетического Развития для детей «Сказочный мир» функционирует с начала этого года. Скоро откроется наш театр. Это, на мой взгляд, прекрасный пример того, как бизнес, не замечая бюрократических барьеров, начинает приходить в культуру. Наш театр будет существовать в форме автономной некоммерческой организации.

И мы видим, что социальная ответственность бизнеса – это не лозунги и громкие слова, а вполне реальные, осязаемые дела, направленные на культурное развитие наших людей. К избитой фразе «Красота спасет мир» лично я отношусь всерьез, без цинизма. А представляете, что будет, если такое начинание подхватят другие застройщики!

– Весь мир станет театром?

– Мир изменится к лучшему, хотя бы немного.

– Итак, вместо того чтобы извлечь дополнительную прибыль, Колтушская Строительная Компания наоборот вложила средства в ремонт и оборудование помещений. И ведь это не первые социальные проекты компании. Расскажите, что именно сделано.

– Начнем с того, что КСК построила в Колтушах уже более 125 тыс. кв. м жилья. Это немало для такого населенного пункта. Когда возводились первые дома, в основном решались инфраструктурные вопросы – с канализационным коллектором, который мы построили, с пропиленовыми трубами водоподачи, с центральным тепловым пунктом, который надо было реконструировать.

КСК построила в Колтушах уже более 125 тыс. кв. м жилья

Позже пришло время заняться другой инфраструктурой – социальной и, если хотите, культурной. Чтобы жители вновь построенных домов получили в шаговой доступности не только магазин, но и учреждения, где их дети смогут заниматься. Были осуществлены и другие интересные проекты, чтобы изменить в лучшую сторону среду обитания. Мы участвовали в установке памятника герою Отечественной войны 1812 года генералу Чоглокову (у него в Колтушах было поместье), назвали улицу в его честь. Установили другие памятные знаки в Колтушах – якоря на Верхней улице, соорудили фонтан во дворе. Помогаем восстанавливать снесенную в советское время церковь во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, при храме появится православный культурно-просветительский центр.

Памятник герою Отечественной войны 1812 года генералу Чоглокову

А ответ на вопрос «зачем?» очень простой: мы здесь живем. Люди живут рядом со стройкой, мы создаем им какие-то неудобства, вот и компенсируем.

Вообще, мне кажется, хватит уже ждать от государства бюджетных денег – другое время сейчас. И главное, конечно, чтобы эта инициатива бизнеса не была наказуемой.

Мне очень приятно, что я уже несколько лет работаю в одной команде с таким человеком, как Сергей Владимирович Леонтенко, потому что мы – единомышленники.

– А что собой представляет театр?

– В нашем театре три репетиционных зала: самый маленький – сиреневый, назовем его залом солистов, второй побольше – фисташковый и, наконец, третий – это одновременно и репетиционный зал, и сцена, организованная по принципу black box. Это такая универсальная площадка, на которой могут проходить спектакли, кинопоказы, хореографические постановки, концерты. Это пространство-трансформер: зал преображается в зависимости от формата мероприятия.


«Театр Дяди Коли» (4 фото)


В каждом из трех залов сделана звукоизоляция по всем стенам, полу, потолку. О полах надо сказать отдельно: на бетонную стяжку положены еще специальные резиновые амортизаторы, это необходимо для танцевальных занятий. Приток воздуха есть и естественный, и принудительный, также имеется тепловая пушка.

– Для чего это необходимо?

– Для того чтобы, после того как отзанималась одна группа, быстро проветрить помещение и снова его нагреть. На это уходит не более получаса, и можно запускать репетировать следующую группу. Свет, звук – все это профессиональное оборудование, света даже с избытком. Есть свободные розетки, предусмотрена возможность установить дополнительное оборудование.

Раздевалки, туалеты, душевые соответствуют самым высоким стандартам качества. И все технические помещения выполнены у нас на хорошем европейском уровне.

Особое внимание уборке – здесь недостаточно такой, как в обычном офисе. Используются специальные моющие средства, в том числе противоаллергические.

– Про black box можно поподробнее? Почему, например, главный зал черного цвета?

– Честно говоря, это наша гордость. Представьте: люди репетируют уже в том пространстве, в котором они и выйдут на сцену к зрителям. Здесь отличное световое оборудование, на потолке смонтирована специальная обрешетка, которая позволяет сделать направленный и управляемый свет, и можно репетировать, что называется, в световой точке. Сценическое пространство, как я уже сказал, трансформируется как угодно.

Люди репетируют уже в том пространстве, в котором они и выйдут на сцену к зрителям

А черный цвет – это очень просто. Если мы убираем общий свет, то начинает играть любая световая точка, и можно создать любое пространство. Повесили контровые светильники – и будет казаться, что одной стены нет. Возможности визуализации не ограничены.

– Какие возрастные группы планируется набирать?

– Самые младшие – от 6 до 8 лет, потом от 9 до 13 и, наконец, взрослая, в которую можно поступить с 14 лет. Есть также замысел набрать группу «возраста третьего», куда будут вовлечены уже пенсионеры.

– Получается, что это не просто театр?

– Конечно, «Театр Дяди Коли» – шуточное название. У нас будет культурно-досуговый центр с театральным уклоном. Вполне возможно, что здесь появятся и профессиональные артисты, в частности мои друзья. Я сам пробыл на сцене 30 лет и только четыре года назад ушел от сценической деятельности.

Будут выступать и барды (уже рвутся, кстати), и музыкальные коллективы (звукоизоляция позволяет), вполне можно показывать кукольные спектакли, организовывать какие-то встречи с интересными людьми, показывать кино.

А что касается театра, то классическое театральное образование дают в соответствующих учреждениях. Мы на такой статус не претендуем, а говорим о так называемом театре физического действия, когда основные мысли выражаются жестами, а слово воспринимается как последний аргумент. Театральные технологии за последние время ушли далеко вперед, и сегодня именно сценическое движение во многом лежит в основе театрального действа. Существует масса коллективов, работающих в этом направлении.

Театр – это не только и не столько сцена. На сцене показывается только верхушка айсберга. Театр – это в первую очередь репетиционный процесс, когда ты работаешь над органикой, жестом, пластикой. Процесс постижения роли важнее, и мы постарались сделать так, чтобы этот процесс проходил в максимально комфортных условиях.

Я убежден, что и народное творчество необходимо, но и воспитание детей на современном материале – тоже. А театр физического действия – это как раз современное искусство. Как известно, искусству нельзя научить, но можно научиться.

Текст: Игорь Воронин    Фото: Алексей Александронок