Пятнадцатая ежегодная выставка «Петербург», представляющая новые произведения художников города, открылась в Центральном выставочном зале «Манеж». Второй раз в истории экспозиции ее составной частью стала выставка «Новая архитектура Петербурга».
Искусство ассорти
Традиционная выставка «Петербург» считается самой масштабной в городе и объединяет до 500 авторов, работающих в сферах живописи и графики, фотографии, скульптуры, декоративного искусства, а теперь и зодчества. Организаторы экспозиции попытались представить все направления и стили, а также авторов любого возраста, не отдавая предпочтения ни одному из них.
Архитекторы, со своей стороны, предложили публике обзор проектов и разработок последних двух-трех лет, включая и недавно начатые, и нереализованные замыслы, с тем чтобы отразить спектр архитектурной и градостроительной мысли в современном петербургском зодчестве.
Главное – участие
«Новая архитектура Петербурга» построена как первый крупный отдел художественной выставки, встречающий посетителя и потому стержневой по своей идее. Он представляет собой масштабную инсталляцию, включающую полупрозрачные макеты новых сооружений, стенды с фотоиллюстрациями и эскизными проектами, видеоизображение.
Среди выставленного – материалы крупных архитектурных конкурсов по разработке проектов «Охта-центра», футбольного стадиона на Крестовском острове, международного терминала в аэропорту «Пулково», нового конгресс-центра в Стрельне. Причем проекты-победители соседствуют с альтернативными, которые, судя по всему, не будут востребованы. Видимо, на итоговой выставке, как в спорте, главное не победа, а участие.
«Студия-44», архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры», «Студия 17» и другие авторские группы показаны как авторы проектов элитных жилых домов и кварталов, административных зданий, отелей, транспортных узлов, торговых центров.
Александр Викторов: жизнь в искусстве
«Это самое главное искусство: мы в нем живем. Это то, чего мы не можем избежать», - сказал, выступая на церемонии открытия, председатель Комитета по архитектуре и градостроительству Правительства Петербурга Александр Викторов. Хотя кураторы «Петербурга-2007» мотивировали появление на выставке отдела зодчества «активным вторжением новой архитектуры в привычный облик города» и «большим общественным резонансом» в связи со строительством новых зданий в исторической части города», главный архитектор акцентировал внимание на художественной ценности проектов.
Александр Викторов ответил также на вопросы корреспондента БН.ру
Небоскреб…
- Среди выставленного – и проекты, не ставшие победителями конкурсов. По какому принципу отбирались работы?
- Отбирались наиболее интересные. Многие же не видели их – и проигравших не видели. Это наверняка интересно людям, пришедшим сюда.
- Выставляя спорные проекты башен «Охта-центра», вы не побоялись негативного резонанса?
-А чего бояться? Люди увидят, что было сделано. Негативный резонанс имеет некую особенность: он возникает в определенные моменты времени, о которых вы наверняка знаете. Поэтому все это надо взвешивать очень внимательно. Нужно выставлять спорные работы и обмениваться мнениями.
-Что будет делаться по этому проекту на нынешнем этапе?
-К сегодняшнему дню мы рассмотрели на градостроительном совете принципиальную позицию по строительству высотного объекта на этом месте. Я вам могу сказать, что мы предполагали высотный объект здесь даже до разговоров о башне с конкретным заказчиком. Поэтому для нас это совершенно нормально. Вопрос стоит о том, как это должно быть нарисовано, в каком архитектурном решении должно быть исполнено. Именно в этом направлении сейчас и работают проектировщики.
…и недоскреб
- Здесь представлено в основном элитное жилье. А самое интересное для питерцев – это все-таки проекты целых жилых кварталов.
- Мы не успели выставить, например, того, что сделано было за эту осень. Вот последний конкурс, который мы провели, – конкурс по Юнтолову. Это огромный жилой район, 450 га территории. Были очень интересные работы. Мы их покажем, очевидно, уже на следующей выставке. Но там градостроительные предложения, их тяжело воспринимать неподготовленной публике. Даже профессионалам достаточно сложно разобраться, в чем положительные стороны одного проекта и другого.
- Есть ли какие-то готовые архитектурные решения по реновации кварталов пятиэтажек?
- Нет, сейчас пока еще нет. Потому что должна быть утверждена окончательная объектная программа. Она пока еще не обрела статуса закона, который мы хотели ей придать. А после этого уже будет что-то реальное. Потому что в основном такие вещи делаются, конечно, за бюджетный счет. Если будут инвесторы - мы с удовольствием привлечем их.
- То есть обычные процедуры: конкурс, заказ?
- Да. Но пока ни на один из таких кварталов пятиэтажек еще нет проработок, которые можно было бы показать. Пока нужно решить многие правовые проблемы.
Архитектура «резко скакнула»
- С вашей точки зрения, что на этой выставке самое интересное в плане именно искусства архитектурного?
- Я стараюсь не выделять каких-то конкретных авторов: это может быть истолковано неправильно. Хотя здесь есть очень интересные работы: например, по Новой Голландии. И еще много всего интересного. Качество архитектуры за последние десять лет резко скакнуло в профессиональном отношении. Это заметно по тем ежегодникам, которые выпускает объединение архитектурных мастерских; это заметно на фоне выставки, которая ежегодно проводится в Москве. Питерская архитектура занимает на ней достойное место.
- Будет ли отдельная архитектурная выставка здесь, в Петербурге?
- Поживем – увидим.
В качестве постскриптума
Петербургская выставка «Grand City. Архитектура. 07» состоится в марте. Ее организатор издательский дом «Grand». Комитет по градостроительству и архитектуре Правительства Петербурга намерен принять участие в экспозиции.