Последние недели в риэлторском сообществе идут ожесточенные споры. Поводом послужили недавние шаги Сбербанка, в частности, запуск сервиса «ДомКлик». Новые технологии обещают изменить саму суть риэлторской профессии.

Зачем Сбербанку агентство недвижимости

На конференции «Инновации рынка недвижимости» глава Сбербанка Герман Греф представил новый интернет-сервис «ДомКлик». На одноименном портале можно удаленно получить одобрение на ипотеку и, более того, провести электронную регистрацию сделки в Росреестре, даже если объект в ипотеку не приобретается. При этом всех присутствующих задела оговорка «мы создали электронное агентство недвижимости». Пусть позже ее и опровергли.

А далее на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным Герман Греф сказал следующее: «Если человек пользовался услугами риэлторов, обычно весь процесс стоил 150 тыс. руб. – от начала до конца, до оформления прав собственности. Сегодня этот процесс стоит примерно 10 тысяч».

СМИ подхватили реплику и стали повторять на разные лады. Например, «Российская газета» перефразировала высказывание так: «Сейчас можно оформить ипотеку онлайн, а в банке только поставить подпись, причем услуги риэлтора будут лишними – большая экономия».

И теперь с трибун региональных площадок Российской гильдии риэлторов (РГР) звучат различные заявления. Вплоть до призыва к риэлторам бойкотировать Сбербанк и его специализированные сервисы. А РГР, мол, обязана всем своим членам буквально рекомендовать такой бойкот в официальной резолюции.

Не нужно считать, что это узкопрофессиональные диспуты. С одной стороны, сегодня Сбербанк контролирует порядка 55% ипотечного рынка и начинает создавать общедоступную базу данных, способную составить конкуренцию буквально всем. Таким образом, выстраивается вертикально-интегрированная структура, стремящаяся охватить полный цикл сделки по приобретению квартиры. И в перспективе появляется угроза, что банк монополизирует рынок недвижимости.

С другой стороны, текущие предложения Сбербанка не имеют явного преимущества. Некоторые ипотечные продукты в линейках конкурентов с определенной точки зрения сопоставимы или даже превосходят сбербанковские условия кредитования. Соответственно, риэлторы способны перенаправить часть клиентского потока в другие банки.

Вряд ли нужно объяснять, что монополизм ни к чему хорошему не приводит. В то же время будущим заемщикам важно, что риэлтор в ходе сделки руководствуется их, а не чьими-либо еще интересами. Страсти достигли такого накала, что «Бюллетень Недвижимости» посвятил проблеме специальный вебинар «Сбербанк vs Риэлторы. CLICKушество или угроза?».

Сбербанку не обойтись без риэлторов

Председатель совета директоров ГП «Компаньон» Арсен Унанян уточняет, что средняя комиссия агента меньше, чем назвал Герман Греф. В Москве «чуть более 150 тыс. руб., но в регионах заметно ниже». Поэтому в среднем по России нужно ориентироваться на 70-80 тыс. руб.

Также специалист предполагает, что сервис «ДомКлик» не останется бесплатным навсегда. В перспективе на пользующиеся сервисом агентства вполне может лечь обязанность оплачивать услугу.

Но главное – создает Сбербанк наделенное мощными конкурентными преимуществами собственное АН или нет? Эксперт уверен, что исподволь создает. «Это дополнительный заработок. Отказываться от него было бы нелепо», – поясняет он свой вывод.

«ДомКлик» уже, по сути, является риэлторским агентством, констатирует руководитель АН «Владис» Михаил Софронов. Он еще более категоричен в оценках: «Если сервис Сбербанка позволяет от начала до конца оформить сделку за 10 тыс. руб., то риэлтору ничего не остается. Сбербанк делает платформу, на которой нет места для нас. Я приведу клиента в Сбербанк, а тот вместо моей продаст собственную услугу за 10 тыс. руб.!»

Главный же вывод эксперта состоит в том, что конфликт интересов неизбежен. Значит, агентствам недвижимости целесообразней опираться на другую половину рынка недвижимости, не контролируемую крупнейшим банком страны.

В свою очередь, Сбербанк заявляет, что никаких планов по тотальному контролю всея и всех он не вынашивает.

Исполнительный директор Управления по работе с партнерами ПАО «Сбербанк» Константин Кведаравичюс подчеркивает, что в настоящее время через партнеров в банк приходит и оформляется 46,4% ипотечных сделок и год от года эта доля растет. Соответственно, банку невыгодно с партнерами ссорится, и все, что он делает, – это только модернизирует партнерские сервисы. «Так или иначе мобильные технологии, мобильные приложения, наш портал “Партнер онлайн” необходимо совершенствовать», – отмечает он.

В то же время обратившимся за ипотекой гражданам банк сам предлагает услуги агентств-партнеров. «Что бы кто ни говорил, мое личное убеждение – невозможно уйти от риэлторского сообщества. И это показывают западные рынки. Без риэлторов мы не справимся», – утверждает специалист.

По его словам, «ДомКлик» агентством не является. Это IT-компания, «в которой нет ни одного риэлтора». При этом, акцентирует Константин Кведаравичюс, ни существующие, ни будущие технические инструменты банка не позволяют «подчинять» партнеров. «Вы в любой момент вольны уйти к нашим конкурентам, и мы ничего с этим сделать не сможем», – резюмирует специалист.

Ветер перемен

Вице-президент РГР Григорий Полторак признается, что сегодняшние споры чем-то напоминают выступления боровшихся с механизацией труда в начале XIX века луддитов. Воевать с прогрессом бессмысленно. (Эксперт подчеркивает, что пока высказывается от себя лично, а не от Гильдии.)

Между тем происходящее – лишь толчок для развития самой риэлторской профессии. Эксперт напоминает, что последние тридцать лет суть услуги постоянно менялась. В 80-е маклеры помогали перебороть страх перед не вполне законным деянием. В 90-е главной компетенцией была информация о находящихся в обороте объектах. Условно на 1995 год вперед вышли деловые связи, в том числе и с органами власти. К 2000-му актуальной стала безопасность проведения расчетов. Приоритет 2005 года – это юридические гарантии. Начиная с 2010 года услуга все больше приобретает черты консалтинговой.

«Мы меняемся, и я не вижу здесь ничего страшного. А новая площадка Сбербанка – это только первый звонок, за ним последуют и другие», – убежден представитель Гильдии. Риэлторское сообщество давно нуждается в стимулах, чтобы включать в работу современные технологии.

«Банк это делает для своей выгоды. Если мы, риэлторы, видим в этом свою выгоду, мы должны пользоваться этим ресурсом. Если нет – увы», – констатировал Григорий Полторак.

Кроме того, он обращает внимание на следующее: риэлторский бизнес – не посреднический, агент работает на стороне клиента. А вот банк как раз является посредником. И он понимает, что его будущее под большим вопросом, что существованию банков в нынешней конфигурации осталось от силы лет пять-десять. Блокчейн (система денежных расчетов, ведущихся только в интернете) наступает, внедряются технологии, позволяющие проводить сделки без участия банков. Поэтому Сбербанк и ищет свой будущий интерес и новые площадки. Так, безусловно, будут делать и все его конкуренты – чуть позднее.



 

Текст: Игорь Чубаха    Фото: pressfoto.ru