Сегодня многие новостройки продаются с уже включенным в обязательный девелоперский пакет доступом в интернет, бесплатным Wi-Fi во дворе, а своим покупателям застройщики предлагают присоединяться к внутренним социальным сетям жилых комплексов. Попробуем выяснить, что дают высокие телекоммуникационные технологии обеим сторонам – девелоперу и новоселу.


Интернет – опция обязательная

Интернетом в современных новостройках уже никого не удивишь. Скорее для потенциального дольщика станет неожиданностью его отсутствие.

Договоры с интернет-провайдерами, которые будут предоставлять доступ в интернет, заключает управляющая организация (УО) – управляющая компания, ТСЖ или ЖСК.

Согласно действующему сейчас закону (вопросы управления жильем регулирует Жилищный кодекс РФ), собственники жилья должны двумя третями голосов на общем собрании одобрить размещение оборудования провайдера в доме. Процедура эта долгая и сложная, она затрудняет путь провайдеров к клиентам, ограничивает их число, а значит, и конкуренцию, что часто ведет к завышению расценок на интернет-услуги. Кроме того, операторы вынуждены идти на условия УО, с которыми им приходится договариваться о доступе в дом. И условия эти не всегда положительны для жильцов.

В 2016 году Минкомсвязи РФ разработало законопроект, упрощающий эту процедуру. Доступ к интернету – это часть гарантированного Конституцией РФ права на информацию, считают в министерстве. Чиновники предлагают внести изменения в закон «О связи» и в Жилищный кодекс.

В законопроекте говорится, что если собственники в течение оговоренного срока не реализовали свое право на распоряжение общим имуществом для получения услуг связи, то муниципалитет будет проводить конкурс среди операторов связи. И тогда УО придется заключить договор с победителем конкурса.

Гораздо проще решается вопрос о предоставлении доступа к Wi-Fi: такое оборудование застройщик может установить на территории жилого комплекса уже на этапе строительства, не согласовывая это с жильцами. В последнее время многие компании устраивают свободные Wi-Fi-зоны в своих ЖК. Обычно это дворы новостроек.

Как рассказали в компании Setl City, свободный Wi-Fi предусмотрен во всех дворах ЖК «Лондон» в квартале «Семь столиц» в Кудрово. По этому же пути идут Bonava (ЖК Skandi Klubb на проспекте Медиков), Seven Suns Development («Светлый мир “Я-Романтик…”» на намыве Васильевского острова), «РосСтройИнвест» («Золотые купола» в Сертолово), RBI (Ultra City на Комендантском проспекте) и другие. (Мы не приводим весь перечень застройщиков и ЖК, в которых предусмотрена данная услуга, а лишь указываем несколько примеров.)

В микрорайоне «Балтийская жемчужина» свободный доступ в сеть организуют и владельцы коммерческой недвижимости: весной 2016 года администрация ТЦ «Жемчужная плаза» установила на прогулочной площадке рядом с Матисовым каналом яркие скамейки с бесплатной раздачей Wi-Fi.

Жильцы могут работать на свежем воздухе или использовать доступ в интернет для отдыха, и это дополнительно привлекает интерес покупателей к проектам, где есть подобные услуги, поясняют в Setl City.


«Умные» дома и внутренние соцсети

Некоторые девелоперы не ограничиваются ставшими уже привычными услугами, а экспериментируют с другими телекоммуникационными возможностями.

Так, в проекте комфорт-класса «Новая Охта» компания «Группа ЛСР» внедряет digital-технологии: в составе этого ЖК будет три «умных» дома, где можно контролировать и удаленно управлять микроклиматом в каждой комнате, включать и отключать освещение, проводить мониторинг состояния пожилых людей с ограниченными возможностями, и это далеко не все опции. Как отметили в компании, квартиры в этих домах стоят столько же, сколько и в других объектах «Новой Охты». В дальнейшем жильцы должны будут оплачивать только те услуги, которыми пользуются.

Привычными для покупателей и для застройщиков стали специальные страницы жилых комплексов в существующих соцсетях (чаще всего на базе «ВКонтакте» и «Фейсбука»), создаваемые для общения и обмена информацией. Но теперь все чаще можно встретить самостоятельные внутренние социальные сети для клиентов строительных компаний, вне общедоступных сайтов.

К примеру, для дольщиков и жителей домов, построенных компаниями Холдинга RBI, действует собственная онлайн-площадка – «Сообщество жильцов». Это своего рода внутренняя социальная сеть. Помимо доступа к новостям, фото- и видеоматериалам, общения друг с другом и с официальными представителями компании сеть дает возможность оплатить коммунальные услуги онлайн, посмотреть историю своих коммунальных платежей и начислений, ввести показания индивидуальных счетчиков, дольщикам строящегося дома – посмотреть график платежей по рассрочке.

«Соседский центр» работает в ЖК «Новая Охта» – по словам представителя компании, он нацелен на формирование сообщества активных жильцов нового комплекса.

Seven Suns Development также собирается в своих жилых кварталах запустить внутреннюю социальную сеть. Кроме того, компания планирует инициировать создание собственных СМИ в своих ЖК. В «Светлом мире “Я-Романтик…”» намереваются открыть редакцию локальной газеты и свое телевидение. «У нас есть дольщики с журналистским образованием, которые готовы не просто участвовать в работе этих СМИ, но и хотят курировать и развивать эти направления», – рассказали в компании.


Цифровые технологии нужны всем

Как пояснили в компании Seven Suns Development, само по себе наличие точки беспроводного доступа к интернету вряд ли станет мотивом покупки, но эта опция позволяет оценить подход застройщика и степень продуманности продукта.

Кроме того, еще неизвестно, кто больше заинтересован в цифровых технологиях – жилец или девелопер.

Конечно, медиа позволяет консолидировать местное сообщество, обмениваться информацией, развлекаться и автоматизировать рутинные коммунальные операции, – но ведь это еще и инструмент обратной связи, повышения лояльности и сбора маркетинговой информации для компании.

 





ЗАХОДИ

 

Текст: Надежда Рогожкина    Фото: pressfoto.ru