Почти 20 лет, с 1998 года, действует Закон № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях граждан». Как говорится, он морально устарел, и в Правительстве РФ решили, что поправками его уже не спасти. Так появился новый законопроект, который разработало Минэкономразвития. А в августе 2016-го премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о внесении этого законопроекта в Государственную Думу.
Прочти и передай другому
Рассматривать законопроект «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве…» будут уже свежеизбранные депутаты Госдумы (начнут не раньше середины октября). Однако Общественная палата РФ, не дожидаясь первой сессии парламента, устроила «нулевые чтения» в пресс-центре «Парламентской газеты» уже на третий день после выборов, не дожидаясь официального объявления их итогов.
Логика есть: законопроект так или иначе затрагивает интересы едва ли не половины населения страны – то ли шестидесяти, то ли семидесяти миллионов (данные расходятся, и в те, и в другие верится с трудом, разве что считаются и члены семей) сограждан, являющихся членами садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих товариществ, а также потребительских кооперативов и некоммерческих партнерств. Другой аргумент – по мысли федеральных чиновников, новая реальность для садоводов и огородников должна наступить уже в 2018 году. Так что медлить не приходится.
Об обсуждении общественниками расскажем чуть позже. Сначала – краткий обзор нововведений, предлагаемых правительством.
Дачи гражданина Воробьева
Сосредоточимся на принципиальных моментах законопроекта.
Вопрос первый – об организационно-правовых формах объединений. Их предлагается теперь только две: садоводческие некоммерческие товарищества и такие же, но огороднические.
Что же с остальными? Пояснительная записка к законопроекту поясняет так. Во-первых, с 1 сентября 2014 года вступил в силу Закон № 99-ФЗ от 05.05.2014 «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», установивший новую систему юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций. В частности, ГК РФ теперь не содержит такого понятия, как «некоммерческие объединения граждан». Следовательно, некоммерческие партнерства садоводов, огородников и дачников, что называется, идут лесом. Некоммерческих товариществ это не касается.
Во-вторых, конечно, отмечают инициаторы законопроекта, в соответствии со статьей 50 ГК РФ допускается создание садоводческих, огороднических и дачных потребительских кооперативов.
Но – садоводческие и огороднические потребкоопы, в соответствии уже с Законом № 193-ФЗ от 8 декабря 1995 года «О сельскохозяйственной кооперации», одновременно являются сельскохозяйственными потребительскими кооперативами. А значит, дубляж устраняем, и чтоб не было правовой неопределенности, пусть выбирают, в рамках какого ФЗ будут действовать – сельскохозяйственного или нового садоводо-огороднического (который предполагает поправки и в ГК, и в № 193-ФЗ).
В-третьих, предлагается отказаться и от такой организационно-правовой формы, как садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство. Мотивируют тем, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 50 ГК РФ некоммерческие партнерства с 1 сентября 2014 года «относятся к числу ассоциаций (союзов) наряду с саморегулируемыми организациями, объединениями работодателей, объединениями профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленными, нотариальными и адвокатскими палатами». Следовательно, СНП и ДНП – не соответствуют.
Далее подчеркивается: исходя из пункта 3 статьи 123.13 ГК РФ, садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества в силу закона отнесены к товариществам собственников недвижимости. И опять же «в целях исключения дублирования» предлагается оставить только две организационно-правовых формы: садоводческое некоммерческое товарищество (для ведения садоводства и дачного хозяйства) и огородническое некоммерческое товарищество (для ведения огородничества).
Ну и конечно, не забыты постановления Конституционного суда РФ. Первое – от 14 апреля 2008 года № 7-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан” в связи с жалобами ряда граждан», второе – от 30 июня 2011 года 13-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан” в связи с жалобой гражданина А.В. Воробьева». Эти постановления, отмечается в пояснительной записке к законопроекту, признали возможность строительства жилых домов с правом постоянного проживания как на садовых, так и на дачных земельных участках.
Новинка сезона: садовый дом!
Понятие «жилое строение» отныне хотят признать незаконным, поскольку ни в Жилищном кодексе РФ, ни в других нормах федерального законодательства оно не используется. В рамках своего вклада в кодификацию законов вводится термин «садовый дом». Для его возведения разрешение на строительство не требуется. Этот «садовый дом» предназначается «для отдыха и временного пребывания людей и может располагаться на садовом (дачном) земельном участке».
При этом отмечается, что садовый (дачный) земельный участок также может использоваться для строительства жилого дома – объекта индивидуального жилищного строительства, пригодного для постоянного проживания граждан. Соответствующие изменения внесут в Градостроительный кодекс РФ.
А вот на огородном земельном участке, согласно законопроекту, граждане будут вправе размещать исключительно хозяйственные постройки, не являющиеся объектами капитального строительства.
Дела внутренние
Не забыл Минэкономразвития и о создании благоприятных условий для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства путем обеспечения осваиваемых участков различной коммунальной и дорожной инфраструктурой. А также о комплексном благоустройстве территории, обеспечении ее гармоничного развития и освоения. Ну и о защите прав и законных интересов членов товариществ, которую кому-то же надо осуществлять.
Ради всех этих благих целей прописываются общие принципы расчета взносов в товариществах, цели, на которые такие взносы могут быть израсходованы, а также необходимость подготовки финансово-экономического обоснования размеров таких взносов, утверждаемого общим собранием членов товарищества.
Так, из множества взносов узаконенными останутся лишь вступительные, целевые и членские. Кроме того, планируется установить закрытый перечень направлений, на которые можно будет тратить собранные средства.
Законопроект предусматривает создание органов управления садоводческими и огородническими некоммерческими товариществами, как и в старом законе № 66-ФЗ. За исключением собрания уполномоченных, поскольку такой орган управления не предусмотрен ГК РФ.
Кроме того, законопроект определяет правовые отношения, связанные с оборотом имущества общего пользования товарищества, в том числе установление возможности передачи общего имущества садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, включенных в границы территории товарищества.
Предлагается отказаться от используемого законом № 66-ФЗ механизма договоров, заключаемых с лицами, которые ведут садоводство, огородничество и дачное хозяйство на земельных участках в границах территории товарищества и не являются членами товарищества. При этом будет предусмотрена законодательно установленная обязанность таких лиц осуществлять плату за создание и использование имущества общего пользования товарищества в установленном уставом товарищества порядке.
Попытка обнулить
На «нулевом чтении» представители садоводческих объединений заострили внимание как раз на внутреннем распорядке существования товариществ. Для решения всех проблем предлагают собирать кворум, чтобы на собрании присутствовало более 50% членов товарищества, говорят они. Но в товариществах численностью до 2,5 тыс. человек собрать его просто невозможно по объективным причинам. Значит, когда полномочия председателя истекут, выбрать руководящие органы будет невозможно, нельзя будет оплатить вывоз мусора и коммунальные услуги и товарищество просто прекратит свое существование?
В общем, на сегодня садоводы-общественники голосуют за сохранение института уполномоченных. Зато упразднение особых прав лиц, не являющихся членами товарищества, они приветствуют.
Процедура принятия в члены товарищества также вызывает вопросы. Согласно тексту законопроекта, она осуществляется на основании заявления правообладателя садового или огородного участка. При этом правообладателями считаются граждане, владеющие землей по праву собственности, праву бессрочного пользования и пожизненного наследуемого владения. Между тем, по данным садоводческих профсоюзов, до 50% россиян ничем, кроме членских книжек, свои права подтвердить не могут.
От себя добавим: практически все коттеджные поселки сегодня управляются структурами в статусе дачных некоммерческих партнерств либо товариществ. По новому закону, все они обязаны будут переоформиться в садоводческие некоммерческие товарищества. В общем, как в известном фильме: перепутали съезд миллиардеров со съездом мелиораторов…
Впрочем, срок для перерегистрации установлен очень даже щадящий – до 2027 года. А там, глядишь, и поправки в не принятый пока закон внесут.