Известный блогер-урбанист недавно назвал Парнас «одним из худших районов России». Это, определенно, не так. Во многих отношениях этот район – лучший. Давайте попробуем оценить его объективно.

На Парнас нас пригласили представители агентства недвижимости «Итака». Офис компании в микрорайоне «Северная долина» открылся в феврале прошлого года и расположен в новом жилом здании на улице Федора Абрамова, до которого от станции метро «Парнас» несколько минут ходьбы.

У офиса «Итаки» в новом квартале. Беседуем с руководителем отделения Ириной Бутенко

Приехали мы на метро, потому что были наслышаны о здешних трудностях с парковками. Но опасения оказались напрасными. После появления новых магистралей перемещаться по району несложно, да и свободные места перед офисом имелись.

Спальник нового поколения

Чуть больше десяти лет назад топоним Парнас ассоциировался у петербуржцев исключительно с промзоной. Но для жителей примыкающего к окружной железной дороге микрорайона, застроенного газобетонными «корабликами» и панельками 504-й серии, это был родной спальник. В обиходе его редко называли Парнасом, обычно причисляли к массиву Шувалово-Озерки: так было удобнее объяснять, где живешь.

С появлением одноименной станции метро (в 2006 году) градостроительный ландшафт и представление людей о Парнасе начали стремительно меняться. Сегодня это один из самых востребованных и современных районов новой застройки.

От метро «Парнас» открывается вид на новые кварталы «Северной долины»

Столь радикальные подвижки в массовом восприятии территории произошли в последние годы. Связаны они в первую очередь с вводом в строй первых очередей одного из самых масштабных проектов последнего времени – жилого района «Северная долина». Вслед за первопроходцем – компанией «Главстрой-СПб», девелопером названного проекта, – к освоению территории подключились другие застройщики.

В 2009 году была забита первая свая «Северной долины». Корпуса первых очередей заселяли в 2011-м, в настоящее время завершается возведение девятой очереди и начинается строительство одиннадцатой.


Справка БН

Никаких гор, тем более мифологических, на Парнасе нет. Название исторической территории появилось в середине XVIII века, когда здесь был насыпан 60-метровый холм с обзорной площадкой и видом на Шуваловский парк.
Дореволюционный Петербург в северную сторону не рос: из-за заболоченности территорию Парнаса отдали торфоразработчикам. Южная часть жилого микрорайона сформировалась в 70-е годы прошлого века, когда развернулось массовое строительство вокруг северной части проспекта Энгельса.

Служителей муз на Парнас все-таки «ссылали». Заглянув в адресные справочники ленинградских творческих союзов образца 1970-80-х годов, мы обнаружим, что и писатели, и композиторы, и театральные деятели в то время часто получали квартиры в панельках проспекта Художников и улицы Есенина. Их соседями становились рабочие, служащие и ИТР расположенных в местной промзоне предприятий. Но до ближайшей станции метро «Удельная» сюда надо было долго ехать на трамвае, поэтому творческие работники старались воспользоваться услугами Горжилобмена, чтобы при первой же возможности покинуть Парнас и перебраться в районы сталинской застройки или исторический центр.

Застройка южной части Парнаса началась с брежневок 602-й серии, затем здесь возводили «корабли», а потом – дома 137-й и 504-й серий. Разнообразие видов крупнопанельной застройки МО Парнас, а также значительное число жилых зданий экспериментальных, «несерийных» модификаций обусловлено тем, что в здешней промзоне в начале 1970-х годов появилось крупнейшее в Европе домостроительное предприятие – ДСК-2 (в те годы, до слияний и реорганизаций, – ДСК-7). Для домостроительного гиганта окрестности стали своего рода испытательным полигоном. Именно поэтому на Парнасе имеются первые экспериментальные девятиэтажки 137-й серии (уточним, что рядовая застройка – это все-таки секции в 12 или 14 этажей). Таким образом, еще в начале нашего века Парнас был малопривлекательным окраинным районом, упиравшимся в железную дорогу, за которой начиналась промзона.

О проекте «Северная долина» петербуржцы впервые услышали в середине 1990-х годов. Именно тогда состоялось несколько презентаций будущего жилмассива. Планировалось, что строительство городка европейского типа на территории торфоразработок за окружной железной дорогой – между населенным пунктом Парголово и совхозом «Бугры» – преобразит депрессивную территорию. Средства на развитие предполагалось получить от Международного банка реконструкции и развития (МБРР).

В соответствии с проектом детальной планировки, утвержденным в 1995 году, предусматривалась преимущественно малоэтажная застройка. Для реализации проекта собирались ликвидировать многочисленные склады, гаражные кооперативы, расселить поселок Торфяное и потеснить садоводство «Климовец». Но жители садоводства поспешили приватизировать участки, владельцы гаражей, складов и сельхозугодий заняли круговую оборону, отношения с МБРР у городских властей не сложились, а инвесторов для освоения земель под малоэтажку не нашлось.

На целое десятилетие проект «Северная долина» оказался забытым, чтобы возродиться на меньшей площади, с гораздо более высокой плотностью застройки и без малоэтажной составляющей. Вновь представленному проекту отводилась территория 270 га (первая версия «Северной долины» предусматривала 545 га).


Что являет собой «Северная долина» сегодня? В составе жилого микрорайона возводятся многоподъездные и точечные жилые дома от 25 этажей (высотность ограничена 28 этажами), общеобразовательные школы и детские сады.

Найдите отличия

Примеряя на себя Парнас, будущие покупатели обычно сравнивают его с другими территориями прикадья, чаще всего с областным соседом Мурино – Новым Девяткино. «На мой взгляд, Парнас выигрывает во всем, кроме цен на квартиры. У нас они заметно выше, но это – показатель спроса», – говорит представитель «Итаки» Ирина Бутенко.

Сходство двух популярных локаций в том, что они представляют собой кварталы высоток, укомплектованные малогабаритными квартирами. В чем же основные различия? Складывается впечатление, что застройка Мурино – Нового Девяткино формировалась стихийно, а проектировщики наспех «сажали» высотки на сеть деревенских улочек.

«Северная долина» на фоне прочих сателлитов прикадья выглядит стройно – почти как единый архитектурный ансамбль. Это комплексный проект, выдержанный по объемам и пропорциям. Здания скомпонованы и ориентированы по сторонам света, а дворы просторны. Поэтому солнца и воздуха много.

Оформление фасадов, прямо скажем, сдержанное. Все дома облицованы кирпичом, расцветки натуральные. С таким решением можно спорить, оно не всем по вкусу. Но, во-первых, керамическая отделка долговечна. Во-вторых, буйное разноцветье фасадных красок и облицовок, характерное для районов массовой застройки, не спасает городскую среду от однообразия, а безвременно состарившаяся «веселенькая» штукатурка и вовсе смотрится убого.


Новые кварталы Парнаса (12 фото)


Зелени в новых кварталах Парнаса пока действительно немного. Но во дворах высажены деревья. Лет через пять они разрастутся, и тогда дворы станут не только солнечными, но и уютными.

Магистрали в «Северной долине» широкие, как и подобает территории с высотной застройкой, но предусмотрены карманы с парковочными местами. В дневное время район для автомобилистов вполне комфортен. Хотя, как утверждают и представители «Итаки», и проживающие здесь знакомые, найти свободное парковочное место можно и поздним вечером.

Отмеченное блогером-урбанистом обилие асфальта во дворах – неминуемая расплата за желание новоселов держать машины под окнами. Таковы реалии сегодняшнего дня для всех районов Петербурга, от исторического центра до окраин. И, надо сказать, Парнас в этом отношении – случай не самый запущенный: спасают упомянутые просторные дворы и широкие парковочные карманы вдоль улиц. Впрочем, если бы мне довелось приобрести квартиру в «Северной долине», то, наверное, я бы до выходных загонял автомобиль в дальний угол парковки и ездил бы на работу на метро. Похоже, многие местные жители делают именно так: машин во дворах немало и днем.

Есть еще ряд принципиальных моментов. Во-первых, владение квартирой предполагает не областную, а городскую прописку (для многих это важно), а потому жилье на вторичном рынке здесь ценится выше.

Дружелюбный и демократичный жилой район нового поколения

Во-вторых, жилой район расположен внутри КАД и включен в маршрутную сеть городского транспорта. Узкое горлышко – пока безальтернативный выезд из района на проспект Энгельса по улице Михаила Дудина. Но это временная трудность. Совсем скоро откроется второй путь – по улице Николая Рубцова (дорога уже готова).

Еще плюсы – два современных школьных здания и два муниципальных детских сада. Всего на территории «Северной долины» предусмотрено 10 школ и 13 детских садов, которые, кстати, будут аккуратно размещены внутри жилых кварталов, а детям не придется бегать на учебу через дорогу.

Все квартиры – разные

Теперь, прогулявшись по району, присмотримся к квартирам. Скажем сразу: примерка рискует затянуться, потому что планировки в первичной и во вторичной продаже, а также в разных очередях отличаются.

Главное, что стоит отметить, – потолки 2,65 м, шаг поперечных стен до 3,7 м. Поэтому жилых комнат-«вагонов» нет: помещения имеют комфортную кубатуру и по пропорциям близки к квадрату. «Пожалуй, именно в этом их выгодное отличие от брежневок и типовой панели образца 1980-х, которой застроены окрестные советские кварталы. Это дома уже совсем другого поколения», – поясняет Ирина Бутенко.

Реализация проекта ведется без малого восемь лет. Но за этот период структура спроса претерпевала изменения. Например, в домах первых четырех очередей (15-й квартал, ближайший к станции метро «Парнас» и ограниченный улицами Михаила Дудина, Заречной, Николая Рубцова и Федора Абрамова), квартиры в которых представлены в продаже на вторичном рынке, ультракомпактных студий мы не нашли. Они здесь не «половинки» просторных однушек, как это бывает в самых экономичных домах, – а полноценные квартиры, имеющие кухню-нишу с окном. Во вторичной продаже нам встречались преимущественно просторные однокомнатные квартиры (36-42 кв. м), но относительно скромные по площадям двушки (39-63 кв. м) и трешки (78-83 кв. м). Есть и квартиры с окном в ванной комнате.

Совсем миниатюрные студии (от 20,2 кв. м) появились уже в следующих очередях – в 19-м и 20-м кварталах. Разумеется, 11-я очередь – не последняя. Конъюнктура на месте не стоит, сегмент сверхмалогабаритных квартир начального уровня близок к насыщению. Стало быть, в проектируемых очередях может появиться и просторное семейное жилье. Во всяком случае, предпосылки для этого есть.

Текст: Филипп Урбан    Фото: Алексей Александронок