На минувшей неделе мы съездили в командировку в Лодейное Поле, а представители местного отделения агентства недвижимости «Итака» рассказали нам о квартирных рынках и жилфонде Лодейнопольского и Подпорожского районов.
Дорога дальняя, но интересная: по живописной Мурманской трассе, вдоль которой жители окрестных деревень продают вкусную копченую рыбу и дары леса. На пути следования – полноводные реки Нева, Волхов, Сясь, Паша, Оять. В прежние века это была стратегическая транспортная сеть обширной территории.
От развязки петербургской КАД с «Мурманкой» до проспекта Ленина в Лодейном Поле – 220 км. До одноименной главной магистрали Подпорожья (именно так –она здесь тоже проспект Ленина) – 260 км.
Заповедные места
Подпорожский район в Ленинградской области – самая большая административная единица второго уровня. В то же время он занимает последнее место по плотности населения (4 человека на 1 кв. км). Лодейнопольский – несколько меньше по площади, но уверенно держит антирекорд по общей численности населения и второе место с конца – по плотности (6 человек на 1 кв. км). То есть по демографическим показателям данная часть Ленобласти – в чистом виде Западная Сибирь.
Но следует заметить, что обозначенная территория никогда не была медвежьим углом. Через два района протекает река Свирь, которая, хоть и неудобна для судоходства (из-за порогов), но была важной транспортной артерией во все известные нам времена. В советский период на Свири построили две крупные гидроэлектростанции, а доминирующей хозяйственной отраслью стала энергетика.
Сегодня в городах присутствуют и жилые кварталы первых предвоенных пятилеток, и памятники деревянного зодчества, и двухквартирные деревянные бараки. Но основная жилая застройка – кирпичные и панельные пятиэтажки. Причем это не хрущевки, а относительно свежие типовые дома сельских модификаций с квартирами улучшенных планировок.
Бомжей нет
Лет двадцать назад топонимы Подпорожье и Лодейное Поле ассоциировались у участников питерского квартирного рынка с выселками Ленобласти, в которые непорядочные риэлторы отправляли деклассированных «коммунальщиков». Да что греха таить, эта репутация тянется за северо-восточными областными районами и по сей день. Поэтому, оказавшись в Лодейном Поле, мы были удивлены переменами: город оказался вполне себе позитивным, ухоженным и без намека на депрессивность. Несмотря на расхожий миф, от черных риэлторов в лихие девяностые Лодейное Поле и Подпорожье все-таки пострадали заметно меньше, чем ближние к Питеру поселки городского типа. Очевидно, из-за того, что путь все-таки не самый ближний.
В Лодейное Поле мы въехали по главной магистрали – проспекту Ленина. За окном проплыл аккуратный частный сектор с ухоженными старинными избушками и коттеджами – добротными, но без архитектурных изысков.
Поворачиваем на улицу Гагарина. Это бульвар, вдоль которого располагаются пятиэтажки разных поколений, тоже, кстати, аккуратные: в панельных домах – стыки обновлены, почти во всех окнах стеклопакеты. Отмечаем, что битые и пыльные окна, за которыми обычно угадываются заброшенные квартиры, в таких домах – досадное исключение. Во всяком случае, таковых здесь заметно меньше, чем в серединных питерских спальниках – ровесниках.
В кирпичных встройках между панельными пятиэтажками – аптека, супермаркет, отделение «Сбербанка». В одной из них располагается и офис «Итаки», где нас встретила руководитель местного отделения Татьяна Николаева.
Городок на берегу Свири
Город Лодейное Поле расположен на восточном берегу Свири. Сам берег – это парковая зона с подзаросшими кустарником пляжами. Татьяна Николаева рассказала, что горожане мечтают о прогулочной набережной с новой пристанью или хотя бы о том, что пляжи почистят и благоустроят (во всяком случае, раньше все именно так и было). На противоположной стороне – до Ладожского берега и вглубь, к северу от города – бескрайние лесные массивы, реликтовые болота и озера. Места, действительно, заповедные.
Офис агентства расположен в так называемом новом микрорайоне. По словам Татьяны Николаевой, в предперестроечные времена здешние кварталы застраивались панельными домами гатчинской, тихвинской и киришской серий (так здесь обозначают разные модификации пятиэтажек). Микрорайон был предназначен для работников Завода подъемно-транспортного оборудования (ПТО им. Кирова) и радиозавода «Свирь» (в составе НПО «Вектор»). Но жилье построили, а заводы – не успели.
Лодейное Поле разделено на две части железной дорогой. С одной стороны – аккуратные кварталы, которые словно по линейке расчерчены. Эту часть города можно назвать центром, но с некоторой натяжкой. Поскольку городок маленький, это все-таки не центр, а почти весь город. Здесь есть и деревянные бараки, и совсем свежие муниципальные дома, и частный сектор. Причем в кварталах близ городской администрации этот самый частные сектор выглядит вполне презентабельно, и не только по местным меркам.
Старый город, новый микрорайон (11 фото)
Через весь город проходит единственный автобусный маршрут. На автобусах он обозначен как «Аэропорт – Мясокомбинат». Но ни мясокомбината (на въезде), ни аэропорта (в конечной точке, за железной дорогой) уже нет. И то, и другое уже история: регулярное пассажирское авиасообщение с Ленинградом существовало до 1981 года. Имеется, правда, военный аэродром, но и он как бронепоезд на запасном пути, то есть, законсервирован.
До 2009 года в Лодейном Поле дислоцировался авиационный полк. К настоящему времени он расформирован, но остался военный городок, поставляющий на местный квартирный рынок просторные квартиры в сталинках.
Чтобы попасть к Манинскому полю (так называется исторический район по другую сторону железной дороги), надо проехать через кварталы с индивидуальными домами. Жилой район (понятное дело, что давно уже не поле) обязан своим названием некоему купцу Манину, который выращивал здесь картофель для производства спирта. Версия, впрочем, не единственная. Альтернативная заключается в том, что местное население жаловало знаменитый «Манинский полугар», производившийся в Вытегре.
Манинское поле и офицерский городок (9 фото)
Манинское поле – поселок железнодорожников (в советское время в Лодейном Поле была узловая станция), и в настоящее время напоминает дачный пригород. Здесь есть и двухэтажные деревянные бараки, и блочные дома советской постройки. Впрочем, надо отдать должное активности местных властей: в наше время блочные дома проходят капитальный ремонт, бараки сносят, а их жителей переселяют в аккуратные муниципальные новостройки. Процесс обновления жилфонда идет хоть и не без перекосов, но результативно.
Чтобы попасть к Озёрку (это ласковое название – имя собственное), надо проехать мимо упомянутого выше военного городка и кварталов с индивидуальными домами. Ландшафт в очередной раз меняется. За прозрачным сосновым леском открывается кусочек водной глади. К слову, в этом году Озёрко оказалось одним из немногих водоемов Ленобласти, где санэпиднадзор официально разрешил купаться. Озеро подпитывается родниками, окружено песчаными пляжами и в нем, действительно, прозрачная вода.
В погожий летний день тянет искупаться, но нам пора возвращаться – в местный офис «Итаки», а затем и домой.
Квартиры и цены
Наш финальный разговор в офисе «Итаки», как водится, зашел о ценах на жилье и о том, кто все-таки покупает квартиры в райцентрах. И снова – открытие. Оказывается, здешний квартирный рынок активен и неплохо сбалансирован по соотношению цена – качество жизни. Например, материнский капитал здесь может обеспечить радикальное улучшение условий проживания. В городах, задавленных высокими ценами на рынке жилья, такого не наблюдается.
Банки (в основном, «Сбербанк» и «Россельхозбанк») охотно дают ипотечные кредиты. Но, кроме того, здесь не на словах и не на бумаге реализуются федеральные и местные жилищные программы: строятся дома для молодых специалистов, а также переселенцев из ветхого и аварийного жилфонда.
Судите сами. Цены на однокомнатные квартиры стартуют с отметки 800 тыс. руб. С бюджетом чуть больше 1,2 млн руб. здесь уже можно приобрести «однушку» в доме с чистым подъездом, приветливыми соседями, магазинами, поликлиниками, детскими садами и школами на расстоянии не больше десяти минут неспешной прогулки. В продаже также представлены двухкомнатные квартиры в панельках улучшенных планировок или кирпичных домах – от 1,5 млн руб. «Трешки» – от 1,9 млн руб.
Причем уточним, что приведенные выше цены – не окончательные. Во всех случаях речь идет о квартирах, имеющих приличное техническое состояние (например, сталинскую «трешку», требующую ремонта и в военном городке предлагали за 1,4 млн руб., продали – за 1,15 млн руб.).
Какой уровень цен в Подпорожье? Чуть ниже, чем в Лодейном Поле: в среднем, сопоставимая по характеристикам квартира здесь обходится примерно на 100-150 тыс. руб. дешевле, чем в соседнем райцентре. Но в любом случае по питерским меркам это ценовые уровни даже не квартир-студий, а комнат в коммуналках.
Приличное жилье для постоянного проживания в частном секторе обойдется заметно дороже. Но варианты для тех, кто не мыслит своей жизни без своего куска земли, предлагаются на любой вкус и кошелек – и в самих райцентрах, и в живописных деревнях близ монастырских владений. На берегах Свири есть и настоящие усадебные комплексы, и просто аккуратные поселки. Тот, кто сильно устал от городских стрессов, предпочтет старинную деревню, где не ловит смартфон, а единственная связь с миром – через архаичный сельский таксофон.
Другое качество жизни
В структуре экономики Лодейнопольского и Подпорожского районов ведущая роль принадлежит лесной и деревообрабатывающей промышленности, а сельское хозяйство представлено в основном мясо-молочным животноводством.
Но почти любое жилье в удаленных областных райцентрах или деревнях – это все-таки совсем другое качество жизни, чем перенаселенная коммуналка или сверхкомпактная квартира в высотке. Конечно, все это – роскошь, недоступная представителям многочисленного ныне класса питерских офисных работников с нормированным рабочим днем. Но для работников местной бюджетной сферы, бодрых военных пенсионеров и переселенцев из вахтенных регионов (это и есть основные приобретатели) северо-восток Ленинградской области – почти курорт.
На северо-востоке Ленобласти климат более континентальный, чем в Северной столице: летом – теплее, зимы – морозные и снежные (мы выезжали из Питера в дождь, а приехали в ласковое и нежаркое лето).