Перспективы строительства недешевого жилья за пределами КАД обсуждали участники круглого стола «Возможен ли бизнес-класс за КАД?», организованного «Объединением строителей Санкт-Петербурга» и Группой компаний «Ленстройтрест».
«Количество пятен внутри кольцевой не бесконечно. Если считать, что бизнес-класс за пределами кольцевой невозможен, это означает, что лет через пять его строить окажется негде», – предположил директор по продвижению ГК «Ленстройтрест» Дмитрий Карпушин, выступивший модератором беседы.
Между тем локации по другую сторону КАД за редким исключением (Зеленогорское направление, Пушкин, Юкки) с точки зрения потребителя сливаются в один бюджетный сегмент, различия внутри которого не так велики. И, по данным социологов, интерес к покупке жилья за пределами КАД в настоящий момент не слишком высок.
«Только 8% респондентов хотят приобрести жилье на территории Ленобласти, еще 8% – в ближайших к Петербургу пригородах, в пределах 10 км. Из 8% тех, кто готов купить жилье за кольцевой, 50% предпочитают Новое Девяткино, 33% – Мурино», – сообщил директор по маркетингу исследовательской компании «Той Опинион» Алексей Кропотов.
Впрочем, даже 16% респондентов, которые не возражают против покупки жилья в пригороде Петербурга или на других территориях Ленобласти, готовы приобретать жилье только вблизи от города – в 15-20 минутах езды на автомобиле. Поэтому столь востребовано сейчас жилье в северных пригородах и на юго-востоке Петербурга. Однако в час пик жители того же Мурино или Девяткино добираются до места работы в центре города вряд ли быстрее, чем те, кто живет в ближайших пригородах за пределами КАД.
При этом жилье «за кольцом» интересно потребителю, только если речь идет о действительно продуманном и качественно реализованном проекте, ведь 56% респондентов, как рассказал Кропотов, покупают квартиры для улучшения жилищных условий, а не, например, для сдачи в аренду. Таким покупателям интересны не только «квадратура», но и транспортная доступность, а также дополнительные функции жилья, благоустройство территории и исполнение проекта. 59% из числа опрошенных хотели бы жить рядом с парковой зоной, 46% – со сквером, добавил Алексей Кропотов. Эти представления о хорошем жилье позволяют утверждать, что и за КАД бизнес-класс возможен тоже.
«Если плотность застройки высокая, это автоматически относит проект к эконом-классу», – считает заместитель генерального директора по развитию ГК «Пионер», направление «Санкт-Петербург», Александр Феофанов.
Однако, по словам участников мероприятия, в северных локациях, с которыми связаны сейчас покупательские предпочтения, строительные проекты возникали почти стихийно, вне какой-либо системы взаимодействия между застройщиками. Эксперты считают, что новые микрорайоны на севере за последние два-три года уже сложились – в том числе и с точки зрения социальной среды, и изменить их, приблизив к «бизнес-классности», вряд ли получится.
В таких проектах должны сочетаться дома разной классности – от эконома до элитного жилья. И, конечно, большое внимание должно уделяться созданию комфортной мультифункциональной среды. Она складывается не только из клумб и пешеходных дорожек, но и из транспортной доступности, логистики, наличия производственных, коммерческих и офисных помещений, парковых и досуговых зон и т. п.
По словам руководителя проектов комплексного освоения территории ЗАО «Строительный трест» Анзора Берсирова, для таких проектов необходима площадь от 100-150 га. Эксперты в целом согласились с этой оценкой.