– Теему, нынешний кризис, разумеется, повлиял на всех застройщиков, и ваша компания – вряд ли исключение. Как себя чувствует YIT вообще и его российские «дочки» в частности?
– Если внимательно посмотреть на наши проекты, то можно заметить, что они по объемам поменьше, чем у конкурентов. И обычно мы не начинаем строить сразу огромный комплекс, а разделяем наши проекты на маленькие части. Именно поэтому клиенты могут не волноваться, что мы что-то не достроим.
Сегодняшняя ситуация – это не кризис, а скорее трудное время, которое началось два года назад. Мы повторили решение, которое в 2008-2009 годах уже принимали: не стали закрывать наши компании в России и продолжаем спокойно строить.
Наша выручка и прибыль в евро упала, клиенты не так активно покупают квартиры, как три года назад, и поэтому, конечно, рентабельность в прошлом году у YIT упала. Но мы по-прежнему прибыльная компания, финансируем свои проекты сами. Таким образом, ситуация для нас нормальная.
– Значит, YIT не собирается отказываться от каких-то проектов или замораживать их? Или даже, наоборот, планирует расширять свою деятельность?
– Заморозка проектов – это не наша тема, мы никогда так не делали. Если уж начали строить, то строим во время любого кризиса по графику, и клиенты могут быть уверены, что они получат свои ключи.
Прямо сейчас мы не планируем увеличивать объем строительства, хотим сохранить те объемы, которые у нас есть сейчас. Мы планируем в этом году вывести на рынок новый проект в Петербурге и в некоторых других городах России, например, в подмосковном Ногинске.
– А почему вы выделяете именно этот объект, в чем его особенность?
– Потребности клиентов меняются, и сейчас им нужны маленькие и эффективные квартиры. Что такое эффективная квартира? Вот пример: традиционно двухкомнатная квартира с отдельной кухней – это 60 кв. м или даже больше. Но сейчас можно проектировать современную двухкомнатную квартиру размером, допустим, 48 кв. м. И если проектировать с умом, то, могу гарантировать, такая планировка гораздо лучше старых, где было много ненужных «квадратов».
– Это современный европейский подход, не так ли? Если говорить о современном качественном европейском жилье, то, на ваш взгляд, какое оно? Может быть, вы сможете привести в качестве примера ваши объекты в Финляндии?
– Главный акцент у нас всегда на клиента: когда начинаем новый проект, мы всегда думаем, что нужно покупателю. И, конечно, европейское качество – это не только строительные материалы, это еще и высокое качество строительства, ведь и с хорошими материалами можно построить плохой дом. Современная архитектура – это тоже очень важно.
– Какие инновационные решения сейчас применяются в Европе и распространяются ли они на Россию?
– Важнейший компонент в строительстве – вентиляция, в этот компонент мы много инвестируем. Что еще? Современные материалы, большие балконы. Балкон – это дополнительная комната в любой квартире, поэтому у нас они и по площади, и по глубине больше, чем традиционные российские балконы.
– А в чем еще выражается этот европейский подход, ведь не только в умном использовании метров?
– Есть еще один специальный компонент, который мы часто добавляем в наши квартиры, – это финская сауна. Кроме того, сегодня люди все чаще покупают велосипеды, и возникает вопрос, где его хранить. В наших проектах есть специальные помещения для хранения велосипедов – кладовки.
– Но все-таки все ли финские инновационные решения применимы, когда мы говорим о российском жилье?
– Сегодня разница между российской и европейской квартирой уже не такая большая, как была 10-15 лет назад. Но в каждой стране есть свои особенности. Например, в Финляндии мы всегда сдаем квартиры под ключ, то есть там уже установлено оборудование для ванной, мебель, кухня и т. д.
И YIT был самой первой компанией в Петербурге, которая стала предлагать квартиры с полной отделкой. Мы и сейчас так делаем, разумеется, если клиенту это требуется. Доля квартир с полной отделкой увеличивается каждый год.
– Расскажите, пожалуйста, о подходе YIT при выборе архитектора. Я знаю, что вы сотрудничаете с интересными зарубежными архитекторами, ведь это очень важно, особенно учитывая архитектуру Петербурга и гармоничное сочетание ваших проектов с остальными городскими зданиями.
– Это моя любимая тема. Первым проектом, который мы реализовывали в историческом центре, была реставрация гостиницы «Астория» 30 лет назад. Теперь, с проектом «Смольный проспект», мы туда вернулись.
Это особый проект, и для него, как мы решили, нужен особый партнер. Поэтому выбрали известного испанского архитектора Рикардо Бофилла, который выполнил для нас очень хороший проект в неоклассическом стиле. Мне кажется, он даже может стать визитной карточкой города.
– Изменится ли ценовая политика YIT в России или цены для конечного потребителя останутся примерно на том же уровне, что и сейчас?
– Политика YIT состоит в том, чтобы цены были стабильны, без резких колебаний. Последние два года мы постоянно следим за этим. Цены несколько снижались, но мы полагаем, что они не будут меняться в будущем.