Подписанный президентом ФЗ № 172 вызвал бурю возмущения в профессиональной среде оценщиков. БН разбирался, что новый закон меняет в практике оценки недвижимости.

Все по-новому

В начале июня президент РФ Владимир Путин подписал ФЗ № 172, вносящий, кроме прочего, изменения в закон «Об оценочной деятельности в РФ» № 135-ФЗ.

Напомним, российское законодательство включает определенный перечень условий, при которых собственники обязываются проводить оценку недвижимого имущества. Так, чаще всего граждане сталкиваются с необходимостью провести данную процедуру, если квартира передается банку в залог. Соответственно, новый закон затрагивает интересы широкого круга покупателей и продавцов на рынке недвижимости.

При этом документ вызвал серьезную критику со стороны оценочного сообщества. В частности, президенту РФ было направлено два открытых письма с критикой новых правил.

Например, президент Российского общества оценщиков Светлана Табакова заявляет, что закон не соответствует обязательствам, взятым Россией в рамках договора о Евразийском экономическом союзе.

Впрочем, преимущественная часть критики посвящается не вопросам международного права, а сформулированным в законе совершенно новым правилам игры на отечественном рынке оценки.

Снова за парту

В Государственно-правовом управлении РФ законодательные изменения прокомментировали следующим образом. Согласно новому закону, «вводится квалификационный экзамен в области оценочной деятельности». Этот экзамен должен проводить уполномоченный Правительством РФ орган.

То есть каждые три года оценщики будут сдавать единый квалификационный экзамен для подтверждения профессионального соответствия. И получать новый квалификационный аттестат, как обязательное условие для членства в СРО.

«За прием квалификационного экзамена с претендента взимается плата, – подчеркивается в открытом письме Российского общества оценщиков Владимиру Путину. – Что накладывает на бизнес дополнительные финансовые издержки».

При этом Светлана Табакова обращает внимание на явное противоречие между параграфами нового закона. «Без опыта работы оценщиком невозможно получить квалификационный аттестат оценщика, без квалификационного аттестата невозможно быть членом саморегулируемой организации оценщиков, не будучи членом саморегулируемой организации оценщиков, невозможно заниматься оценочной деятельностью и получить квалификационный аттестат оценщика».

По мнению Светланы Табаковой, лица, непрерывно занимающиеся своей профессиональной деятельностью более трех лет и не имеющие взысканий, априори являются хорошими специалистами. И нет никакой необходимости периодически подтверждать их профессиональный уровень сдачей экзаменов.

«Кто имеет моральное право определять профессиональный уровень других профессионалов? Преподаватели? Большинство из них оторваны от практических аспектов профессиональной деятельности. А если не преподаватели, то кто тогда?», – задается вопросом специалист.

Отменена обязательная экспертиза

Новым законом определяются права и обязанности заказчика оценки. «Теперь он будет вправе требовать от оценочной компании обоснования выводов по результатам оценки», – поясняют эксперты ГАРАНТ.РУ.

Также уточняются положения, касающиеся экспертизы отчетов об оценке. В частности устанавливается, что экспертиза отчета проводится на добровольной основе на основании договора между заказчиком экспертизы и саморегулируемой организацией оценщиков.

Оценщик ГК «Бюллетень Недвижимости» Наталья Аничкина обращает внимание, что ранее эта экспертиза в обязательном порядке производилась в СРО, в котором состоит оценщик. В новых правилах данное требование исчезло. Это меняет сложившийся механизм взаимодействия и распределения ответственности между СРО, оценщиком и экспертом. И может навредить оценщику и потребителю оценочных услуг в случаях недобросовестной конкуренции.

При этом нормы об обязательном проведении такой экспертизы исключаются из федеральных законов «Об оценочной деятельности в РФ», «Об акционерных обществах», «О несостоятельности (банкротстве)». А функция по одобрению методических рекомендаций по оценке возлагается на совет по оценочной деятельности.

Как поясняют юристы ГАРАНТ.РУ, «экспертиза отчетов, как элемент контроля за качеством отчетов об оценке, больше не является обязательной для случаев обязательной оценки».

«Внесенные изменения в законодательство, – пишут авторы второго открытого письма Президенту РФ, – низводят экспертизу до уровня обычного консалтинга (“экспертное мнение” вместо регламентированной законом процедуры не имеет никакой доказательной силы и не влечет правовых последствий)». Среди подписавшихся – гендиректор «Саморегулируемой организации ассоциации российских магистров оценки» Елена Петровская, президент НП СРО «Деловой Союз Оценщиков» Сергей Белов, президент НП «Саморегулируемая организация оценщиков “Экспертный совет”» Алексей Каминский и ряд других руководителей профессиональных союзов.

На каждую оценку свой оценщик

Но главным нововведением, наверное, следует считать следующее положение: «оценщик может осуществлять оценочную деятельность по направлениям, указанным в квалификационном аттестате».

То есть одни оценщики будут иметь право оценивать исключительно производственное оборудование, другие – транспорт, третьи – объекты недвижимости.

«Фактически речь идет о тотальной перестройке оценочной деятельности, а именно – отказе от единой профессии… и ликвидации существовавшей системы образования», – возмущается в соцсетях вице-президент Российского объединения оценщиков Евгений Нейман.

В свою очередь БН отмечает, что такое дробление имеет и плюсы, и минусы. С одной стороны, дополнительная специализация призвана повысить профессиональный уровень. С другой – вряд ли найдутся чиновники, способные грамотно контролировать работу оценщиков. А значит, дополнительный контроль будет носить номинальный характер. Что лишь способствует увеличению коррупционной составляющей.

Кстати, новым ФЗ № 172 изменяется порядок обязательной нотариальной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Но это тема отдельной публикации, которую БН подготовит в ближайшее время.
 

Текст: Игорь Чубаха    Коллаж: Владимир Щербаков