БН разбирался, как обстоят дела в Петербурге, сколько агентств ушло с рынка за последнее время и как сами представители профсообщества оценивают ситуацию на рынке агентских услуг.
Назад в будущее
Происходящее сегодня, на первый взгляд, напоминает ситуацию семи-восьмилетней давности, когда на фоне кризиса 2008-2009 годов агентства недвижимости закрывались одно за другим. Общая численность риэлторских компаний, по данным экспертов, в те времена сократилась на 40-50%.
Но тогда рынок менее чем через полтора года пошел в рост, а в ситуации сегодняшней стагнации предпосылок к этому пока не наблюдается. Более того, по словам вице-президента Российской Гильдии Риэлторов Константина Апрелева, еще весной прошлого года «коррекция рынка была уже более значительной, чем в 2008-2009 годах». Хотя речь шла лишь об уменьшении спроса и снижении объемов проводимых сделок, но, по прогнозам специалистов, это не могло не отразиться и на численности агентств недвижимости.
Подсчитать точное количество компаний, оказывающих риэлторские услуги в Санкт-Петербурге, можно лишь приблизительно. Но большинство экспертов сходятся во мнении, что к началу экономического спада в городе действовало 600-650 агентств недвижимости.
«Официальные» потери
Легче всего оценить потери, произошедшие за год среди агентств, входящих в крупные профессиональные сообщества: Ассоциацию риэлторов Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АРСП) и Санкт-Петербургскую палату недвижимости (СПН).
В рядах АРСП на момент подготовки публикации состояло 83 компании, а в СПН входило 70 агентств. За истекший год с формулировкой «в связи с прекращением деятельности агентства» (или подобной ей) эти сообщества, по данным, предоставленным БН, в общей сложности покинуло 12 агентств. Таким образом, если учитывать только компании, входящие в профессиональные риэлторские объединения, получается, что количество агентств сократилось менее чем на 20%.
Понятно, что эта цифра очень условна, ведь в течение года изменение членов профобъединений происходило и по иным причинам: одни компании просто покидали их ряды, другие, наоборот, присоединялись.
Нужно учитывать и то, что даже в кризис новые агентства недвижимости продолжали создаваться. Точное количество открывшихся за год фирм эксперты назвать затрудняются. Но в самом общем приближении говорят как минимум о 10-30 компаниях, вышедших на рынок за истекший год.
«Ротация агентств происходила всегда, поэтому довольно высока вероятность, что кто-либо из сотрудников закрывшегося агентства создаст новую компанию», – отмечает президент Санкт-Петербургской палаты недвижимости, генеральный директор АН «Бенуа» Дмитрий Щегельский.
«Число закрывающихся и новых фирм находятся в определенном балансе. Даже среди крупных компаний наблюдаются встречные движения, есть компании, которые сокращают число своих офисов, есть – которые увеличивают», – говорит председатель Комиссии по приему и членству Ассоциации риэлторов Санкт-Петербурга и Ленобласти, генеральный директор ООО «Акрополь СПб» Геннадий Багрянцев.
Гораздо труднее оценить, сколько ушло агентств, в общественных объединениях не состоящих: никаких уведомлений о прекращении своей деятельности они, как правило, не делают. Да и сам уход с рынка небольшой компании может остаться не замеченным даже коллегами по бизнесу.
Из агентства – в маклеры?
«К сожалению, часть агентов сегодня уходит в теневой сегмент рынка. Они оставляют только затраты на рекламу и демпингуют, не задумываясь о том, что, мягко говоря, начинают жить сегодняшним днем», – говорит генеральный директор АН «Торговый дом недвижимости» Андрей Ежов.
«Следует понимать, что большая часть так называемых частных маклеров в конечном итоге начинает воспринимать агентскую деятельность в качестве побочного заработка. Когда-то они были вовлечены в этот рынок, потом ушли с него, найдя другое постоянное место работы, но время от времени по старым связям или по просьбе знакомых они пытаются провести сделку», – отмечает Дмитрий Щегельский.
Впрочем, по мнению Геннадия Багрянцева, и здесь сегодня можно наблюдать две противоположные тенденции. «С одной стороны, риэлтор, достигший пика своей работы и уверенный в своих силах, уходит из компании в свободное плавание и становится частным маклером. С другой – частные маклеры, поработавшие на рынке индивидуально, постепенно возвращаются в фирмы, убедившись, что без того сервиса и технического обеспечения, которое предоставляют компании, работать индивидуально очень затратно и неэффективно», – говорит эксперт.
Оптимизируются, но не сдаются
«По всем объективным и субъективным признакам, ситуация на рынке будет еще более жесткой, что в конечном счете приведет к уходу еще ряда фирм. Считаю, что в группу риска будут входить те молодые компании, которые не отработали способы самосохранения в кризис», – говорит Геннадий Багрянцев.
По его мнению, наиболее стабильна ситуация сегодня у агентств, которые на рынке давно и укрепляют свои позиции вполне очевидными способами: заботой об имидже, повышением сервиса обслуживания, профподготовкой специалистов и созданием условий для их успешной работы.
При этом, по единодушному мнению экспертов, таких агентств, которые вообще не были бы озабочены оптимизацией своих затрат, на сегодня вообще нет.
«В 2010-2014 годах многие агентства успели создать себе финансовую подушку безопасности. Но на фоне рыночного благополучия и хорошего спроса у многих стала развиваться модель неэффективного управления, управленцы расслабились и начали обрастать лишними затратами – это ненужные площади и персонал, избыточные элементы престижа и т. д.», – отмечает Андрей Ежов.
«Способов снижения издержек агентства недвижимости не так уж много. Это сокращение штатного расписания, лишних затрат на рекламу, в крайнем случае – переезд в офис подешевле. Больше агентству экономить, в принципе, и не на чем», – соглашается Дмитрий Щегельский.
Если же говорить о совсем маленьких, «семейных» агентствах, то они сегодня нередко вообще отказываются от аренды собственного офиса или же начинают кооперироваться для аренды помещений с турфирмами, страховыми компаниями, небольшими юридическими бюро и т. д.
Позитив для оставшихся
Несмотря на описанные выше тенденции, представители риэлторского бизнеса стремятся найти в данной ситуации позитив, и такой подход к кризисам, наверно, уже можно считать для них традиционным.
По мнению Геннадия Багрянцева, снижение покупательской способности населения усилило конкуренцию среди работающих компаний, что в свою очередь привело в движение игроков рынка».
Андрей Ежов отмечает, что в условиях жесткой конкуренции возрастает профессионализм оставшихся на рынке специалистов, а следовательно – качество оказываемых населению услуг.
А Дмитрий Щегельский уверен, что сейчас происходит своеобразная очистка рынка от случайных людей. Но даже этот тренд не является вечным – после начала роста экономики, когда покупатели и деньги опять пойдут на рынок, вместе с ними вернется и часть тех посредников, которые сегодня с него уходят.