Красногвардейский район, в котором проживает около 330 тыс. человек, расположен в северо-восточной части Санкт-Петербурга на правом берегу Невы. В его состав входят пять муниципальных образований: Пороховые, Большая Охта, Ржевка, Полюстрово и Малая Охта. Главной характеристикой района, пожалуй, является эклектичность: кварталы типичных спальников соседствуют с малосимпатичными промзонами, парки и скверы – с зонами уплотнительной застройки и перегруженными автотрассами.

О загрязнении и зелени

Окраинное положение района предопределяет хорошее развитие транспортных магистралей. По его территории проходит часть КАД. С севера на юг основное движение транспорта осуществляется по проспекту Энергетиков, Полюстровскому, Пискаревскому, Новочеркасскому, Дальневосточному, Малоохтинскому проспектам. С запада на восток большинство машин движется по Заневскому и Ириновскому проспектам, Рябовскому шоссе и шоссе Революции. Тем не менее дорог не хватает, автотрассы перегружены, и для местных жителей дорога на общественном транспорте до двух расположенных в районе станций метро – «Новочеркасской» и «Ладожской» – может оказаться весьма длинной.

Заторы на трассах отнюдь не улучшают экологическую обстановку, не способствует этому и довольно развитая промышленность. На территории Красногвардейского района находится около 50 крупных производств, среди которых есть предприятия химической промышленности («Пластполимер», «Химволокно», комбинат химико-пищевой ароматики). Наибольшая загрязненность отмечается в районе проспекта Энергетиков, проспекта Шаумяна, Заневского проспекта, Якорной улицы. Состояние рек в этой части города также признано экологами плачевным.

Зато и зелени на территории района немало: 20 скверов, 8 садов, 5 парков, крупнейшим среди которых является Ржевский лесопарк. Общая площадь зеленых насаждений превышает 900 га, но распределены они весьма неравномерно.

То же самое можно сказать о социальной и торгово-развлекательной инфраструктуре. К примеру, у станции Ручьи и в районе Ржевского лесопарка жилья сравнительно немного. Соответственно, с развлечениями и современными форматами торговли также небогато. МО Пороховые застроено давно и весьма плотно, мест в детских садах не хватает, учреждений культуры тоже негусто. Гораздо лучше обеспечены благами цивилизации жители кварталов, прилегающих к станциям метро.

История застройки

Застройка Красногвардейского района, напротив, не поражает разнообразием. Из исторических построек сохранились три усадьбы конца XVIII – начала XIX века, ныне занятые различными учреждениями, а также образчики дореволюционной промышленной архитектуры. В основном же на территории Большой и Малой Охты вдоль проспектов возвышаются сталинки, а дворы заняты кирпичными и панельными хрущевками.

Район не был обделен вниманием застройщиков: с конца 1990-х годов в нем постоянно велось строительство. Девелоперы искали свободные участки и возводили дома в обжитых микрорайонах. Поначалу дело шло споро. В течение пяти лет, с января 2006-го по январь 2011-го, в Красногвардейском районе были сданы и заселены 42 новых дома. Следующая пятилетка оказалась сложнее для любителей «уплотниловки»: свободных пятен практически не осталось. Вблизи Ириновского, Новочеркасского, Индустриального, проспекта Энергетиков с начала 2011-го по сей день построено 10 новых ЖК (14 корпусов) в общей сложности на 2,6 тыс. квартир.

Пятилетку можно было бы считать провальной, если бы не проект «Группы ЛСР», который стал настоящим прорывом для Красногвардейского района. В марте 2013 года застройщик начал возводить на бывших землях совхоза «Ручьи» жилой комплекс «Новая Охта». Это лишь первый этап крупномасштабного проекта «ЛСР», который в целом рассчитан на 4 млн кв. м жилой недвижимости – целый город с населением 100 тыс. человек. Конкретно «Новая Охта» будет вмещать 25 тыс. жителей. Сейчас строится первая половина комплекса – 40 высотных жилых домов, зажатых в кольце между КАД и Муринской дорогой. Дело идет быстро. За три года «ЛСР» ввела в эксплуатацию 26 домов на 6,1 тыс. квартир.

В пешеходной недоступности

Проект на ручьевских землях переломил тенденцию: от точечной застройки девелоперы перешли к освоению окраин Красногвардейского района. Сейчас в этой части города строятся десять жилых комплексов, но число квартир в них почти в полтора раза больше, чем введено в прошлое пятилетие, – 12,2 тыс. Интересно, что новостройки относятся к разным классам, от эконома до бизнеса.

Самым крупным проектом уровня эконом в этой части города остается «Новая Охта». Сейчас в стадии строительства 13 панельных дома на 2,8 тыс. квартир. В проекте КОТ запланированы садики, школы, поликлиники. Но жителям первых очередей приходится ждать обещанного и пользоваться социальной инфраструктурой Мурино и соседних районов Петербурга. До города легко добираться только автовладельцам, ближайшая станция метро – «Девяткино» – находится в 3 км.

Фоторепортаж (8 фото)

Впрочем, удаленность от метро – общая характеристика строящихся комплексов сегмента эконом в Красногвардейском районе. К примеру, расстояние от ЖК «Стереос» до «Ладожской» в три раза больше. Правда, рядом железнодорожная станция Ржевка. Данный квартал на окраине Ржевки возводит на месте снесенных старых домов компания «СПб Реновация». На участке площадью 20 га будут построены новые многоэтажные каркасно-монолитные здания. Комплекс довольно крупный, на 1,3 тыс. квартир.

Еще один жилой комплекс эконом-класса, «Жерновка», расположен гораздо ближе к Ржевскому лесопарку, чем к метро (до «Ладожской» – почти 6 км). Его кирпично-монолитные многоэтажки забавно возвышаются среди деревянных избушек частной застройки.

ЖК «Екатерининский», состоящий из трех высоток, имеет тот же существенный для новостроек данного класса недостаток – удаленность от подземки. Но, в отличие от описанных выше, возводимых буквально на пустом месте, он локализован в давно обжитых кварталах, на Бестужевской улице. Рядом с новостройкой находится большое количество детских садов, школы и даже спортивный центр с бассейном.

У метро и у воды

Новостройки более высокого уровня в Красногвардейском районе, как выяснилось, «привязаны» либо к набережным рек, либо к станции метро. А иногда – и к тому, и к другому. Как, например, квартал комфорт-класса «ЗимаЛето» от компании Setl City. С точки зрения транспортной доступности место идеальное – до «Ладожской» рукой подать, чуть более километра. Инфраструктура будет своя: между пятью высотками разместятся детский сад, школа и стадион. Корпуса возводятся на территории бывшей промзоны вдоль проспекта Энергетиков, на берегу реки Охты, так что застройщик обещает обустроить набережную.

Еще один комплекс комфорт-класса, «Дом на излучине Невы» от компании RBI, тоже расположен вблизи воды, на участке между Пискаревским проспектом и Свердловской набережной. Фасадная часть комплекса, с окнами непосредственно на Неву, называется «Четыре горизонта» и относится уже к бизнес-классу. Впрочем, по стилю и отделке дома не сильно отличаются друг от друга и даже будут объединены общей спортплощадкой.

Пересечение Свердловской набережной с Пискаревским проспектом, несмотря на удаленность от метро, оказалось довольно привлекательным местом для девелоперов, специализирующихся на недешевом жилье. Рядом с «Четырьмя горизонтами» недавно был построен еще один дом бизнес-класса, ЖК Platinum.

Второй точкой притяжения, вокруг которой локализовались проекты бизнес-класса, стала станция метро «Новочеркасская». Здесь компания «ЮИТ Санкт-Петербург» строит элитный жилой комплекс «Тойве». В его состав входит всего один дом, запроектированный в стиле сталинский ампир, в духе окружающей застройки. Неподалеку завершается строительство квартала бизнес-класса «Новый город», который был заложен еще в 2003 году. Сейчас достраиваются последние два корпуса четвертой очереди. Надо сказать, детских садов, гимназий, развивающих центров и крупных торговых комплексов здесь куда больше, чем вблизи Свердловской набережной.

В перспективе, как нам представляется, застройка Красногвардейского района пойдет в двух направлениях. «Группа ЛСР» продолжит возводить на окраинах жилье эконом-класса. Впереди – вторая очередь «Новой Охты», которая по плану будет реализовываться по другую сторону Муринской дороги. В мае застройщик намерен вывести на рынок ЖК «Цветной город» – вторую часть своего крупномасштабного проекта в бывших ручьевских полях.

Второй вектор развития – освоение девелоперами бывших промзон, особенно прилегающих к набережной Невы. В этих локациях будут располагаться дома более высокой ценовой категории. Но это долгая история.

Название ЖК

Адрес

Девелопер

Срок сдачи

Количество квартир

«Дом на излучине Невы»

Пискаревский пр., 3, лит. В

Северный город

III кв. 2016 г.

516

«Четыре горизонта»

Пискаревский пр., 3, лит. В

RBI

III кв. 2016 г.

290

«ЗимаЛето»

пр. Энергетиков, 9

Setl City

IV кв. 2016 г., I кв. 2017 г., II кв. 2017 г., III кв. 2018 г.

4136

«Стереос»

Ковалевская ул., уч. 1

«СПб Реновация»

IV кв. 2016 г., II кв. 2017 г.

1292

«Тойве»

Республиканская ул., 22, лит. О

«ЮИТ Санкт-Петербург»

I кв. 2017 г.

486

«Новый город»

Новочеркасский пр., 35

«Арена»

III кв. 2016 г.

169

«Екатерининский»

Бестужевская ул., 54, лит. Л

«Мегалит»/«Охта Групп»

III кв. 2016 г., IV кв. 2016 г.

1510

«Новая Охта»

Муринская дор.

«ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад»

II кв. 2016 г., I кв. 2017 г., IV кв. 2017 г., I кв. 2018 г.

2843

«Жерновка»

6-я Жерновская ул.

СК «ДМ»

IV кв. 2016 г.

80

«На Охте» (бывший «Охта-модерн», «Авангард»)

Большеохтинский пр., 15, корп. 2

«Питер-Констракшн»

IV кв. 2016 г.

227

«Кристалл Полюстрово»

пересечение ул. Маршала Тухачевского и ул. Стасовой

СК «Импульс»

III кв. 2017 г.

722

Источник: БН

Количество комнат в квартире

Средняя стоимость объекта, млн руб.

Средняя цена кв. м, тыс. руб.

Средняя цена кв. м в новостройках Санкт-Петербурга, тыс. руб.

Одна

3,6

98,2

96,7

Две

5,6

93,2

98,8

Три

8,0

95,0

101,2

Источник: БН

Текст: Елена Денисенко    Фото: Алексей Александронок