С 1 января по новым правилам должны заработать программы долгосрочного жилищного кредитования, жилье для молодых семей и работников бюджетной сферы. Подготовлены к старту новые «продукты» - жилищные сертификаты и ликвидация коммунального наследия.
Программное подключение
В этом году Смольный подготовил, а парламентарии оперативно утвердили две новые целевые программы и откорректировали три действующие - им усилили финансирование и придали ускорение. В общей сложности за четыре года власти обещают вложить в реализацию пяти жилищных проектов около 50 млрд. руб. Вследствие чего к 2011 году городская очередь на жилье (почти 260 тыс. семей) сократится более чем вдвое.
Претворить в жизнь революционные планы призваны подзаконные акты, разработанные Жилищным комитетом. По словам его главы Юниса Лукманова, новый порядок подключения граждан к целевым программам упрощен и ускорен. В частности, введен принцип «единого окна» - им станут отделы жилищного учета районных администраций. Алгоритм действий будет следующим. Обратившемуся в отдел учета очереднику подберут подходящую программу, затем заявка с пакетом документов уйдет на проверку операторам – в ГУ «Горжилобмен» (программа расселения коммуналок) и городской центр «Доступное жилье» (по всем остальным программам). Окончательное решение и последующее оформление договора с претендентом – за Жилкомитетом. На всю бумажную «волокиту» госаппарат отводит 2 месяца.
Запустили на «первичку»
С претендентов на участие в городских программах больше не потребуют справку из ГУ ФРС. Ранее, чтобы получить документ о наличии недвижимости требовалось около месяца. Теперь проверкой собственности потенциальных субсидентов займутся районные службы.
Есть и более принципиальные новшества. Со следующего года участники всех пяти программ смогут покупать жилье не только на вторичке, но и на рынке строящегося жилья. «Непременным будет следующее условие: готовность объекта не менее 70%. Кроме того, жилье должно приобретаться непосредственно у застройщика, минуя посредников», - говорит председатель Жилищного комитета Юнис Лукманов.
Его заместитель Игорь Кокарев среди нововведений также отмечает возможность получения субсидий для граждан, уже вписавшихся в ипотеку. Социальную выплату в рамках одной их программ можно будет получить уже после приобретения жилья, и затем потратить ее на погашение задолженности по кредиту.
Действующие программы скорректированы и по «мелочам». Например, для работников бюджетной сферы профильные комитеты пробили «бонус». У тех, кому до ухода на пенсию остается 10 и менее лет, право на беспроцентную рассрочку платежей сохраняется и после выхода на заслуженный отдых.
Фильтр для очередника
Приток бюджетных миллиардов, либерализация условий участия в действующих программах и грядущий запуск новых уже произвел легкий фурор в рядах очередников. Количество претендентов на участие в проекте «Молодежи – доступное жилье» к 1 ноября достигло 3 тыс. семей – весь лимит программы до 2010 года. Число кандидатов по «бюджетному» профилю перевалило за 4,5 тыс. семей, при том, что вся программа за четыре года предусматривает улучшение жилищных условий 7 тысяч семей. Не остались без внимания и новые целевые «продукты». На получение жилищных сертификатов сейчас претендует 1 тысяча, а на включение в программу по расселению коммунального фонда – 4 тысячи семей.
Впрочем, такой ажиотаж уже вызвал соответствующую реакцию власти. «Меня беспокоят некоторые факты, о которых, в том числе рассказывали и риэлторы. Люди находят обманные пути для получения госсубсидий, не имея на это правовых оснований. Необходимо ужесточить систему контроля и проверки прав собственности», - заявила Валентина Матвиенко. В качестве иллюстрации губернатор привела следующий пример: семья проживала в общежитии, затем приобрела квартиру, но не снялась с учета. И пытается претендовать на улучшение жилищных условий при помощи города.
«Фильтрация» уже началась. По словам Юниса Лукманова, в ходе «актуализации» городской очереди к 1 ноября было снято с учета 15,5 тыс. семей – почти 40 тыс. человек. На данный момент число петербургских очередников составляет 259,8 тыс. семей (616,5 тыс. человек). Правда, чиновники столкнулись и с обратной реакцией – активностью граждан пополнить городскую очередь. В свете масштабных планов администрации по ликвидации за 10 лет всего коммунального фонда Петербурга эта тенденция вряд ли изменится.
Пятое колесо
Как говорят сами чиновники, четыре программы из пяти никаких вопросов не вызывают. С запуском последней – по расселению коммунального фонда – возможны сложности. Юнис Лукманов не исключает, что сам закон и схемы его практической реализации придется корректировать на ходу.
Программа предусматривает набор различных видов госсодействия. Один из главных – социальные выплаты очередникам в размере 30% от стоимости новой квартиры. Другой механизм основан на государственно-частном партнерстве: расселение инвестором 70%, а городом 30% площади коммуналки. Но если регламент выделения гражданам социальных выплат прописан отдельным положением и довольно подробно, то нюансы взаимоотношений власти и бизнеса пока что покрыты мраком.
Известно лишь, что все объекты адресного перечня, составляемые сейчас районными властями совместно с Горжилобменом, планируется выставлять на конкурсы. Критерии определения победителя Жилищный комитет обещает назвать в самое ближайшее время. Все это стало сюрпризом для риэлторов, нацелившихся включать в адресный перечень, а затем самостоятельно расселять интересующие их объекты.
Впрочем, правила игры до конца не определены, а будущая тактика, судя по всему, непонятна даже оператору программы. Так, по словам директора ГУ «Горжилобмен» Сергея Филимонова, на конкурс пойдут лишь наиболее привлекательные объекты из адресного списка.
Статистика прорыва
Неопределенность налицо, и она не радует потенциальных участников программы. Риэлторы выражают некоторый скепсис по поводу количества ликвидных объектов, способных привлечь инвесторов (город собирается расселить 80% из 118 тыс. коммуналок Петербурга). И говорят, что в принятых постановлениях власти больше озаботились регламентацией взаимоотношений с гражданами, нежели с частными инвесторами.
«Утвержденные властями документы – только рамочные. В нем не прописаны взаимоотношения сторон. Например, непонятной остается мера ответственности обитателей коммуналки. Если в процессе расселения один из жильцов откажется участвовать в сделке – вся «цепочка» будет прервана, и это повлечет за собой невосполнимые убытки инвестора или риэлтора», - считает глава Комитета по работе с государственными жилищными программами Ассоциации риэлторов Санкт-Петербурга Павел Созинов. По его мнению, для успешного запуска программы необходимы новые инструкции, четко регламентирующие взаимоотношения всех сторон, привлеченных к делу ликвидации коммунального наследия.
В противном случае программа грозит стать очередной декларацией. Усилия инвесторов и риэлторов тем временем уже учтены в статистике будущих побед на жилищном фронте. Из 10 тыс. семей, которые в 2008 году улучшат жилищные условия, примерно треть планируется расселить за счет частного капитала.